ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.1

Остановимся подробнее на анализе выражения русской темы в творчестве русских поэтов и писателей. Изучение данных текстов направлено на формирование главной ценности - патриотизма, на осмысление учащимися самобытности своей страны, родного языка. В настоящей статье предлагаем несколько заданий, направленных на формирование лингвокультурной компетенции при изучении текста. Рассмотрим, какую культурную информацию может включать в себя текст на примере стихотворения Ярослава Смелякова «Русский язык» (1945-1966). Ввиду сложности стихотворения мы избираем способ анализа - вслед за автором. 1. Определите тему стихотворения. 2. Что желает подчеркнуть автор словами: (1) У бедной твоей колыбели, (2) Ещё еле слышно сперва, (3) Рязанские женщины пели, ' (4) Роняя, как жемчуг, слова. (5) Под лампой кабацкой неяркой (6) На стол деревянный поник (7) У полной нетронутой чарки, (8) Как раненый сокол, ямщик. (9) Ты шёл на разбитых копытах, (10) В кострах староверов горел, (11) Стирался в бадьях и корытах, (12) Сверчком на печи свиристел. (13) Ты, сидя на позднем крылечке, (14) Закату подставя лицо, 3. Кто такие Кольцов, Курбский? Какова их роль в развитии русского языка? (15) Забрал у Кольцова колечко, (16) У Курбского занял кольцо. 4. Почему татарский язык характеризуется эпитетом заезжий? Что скрывает автор в перифразе русская мельница? О каком этапе развития русского языка идёт речь? (17) Вы, прадеды наши, в недоле, (18) Мукою запудривши лик, (19) На мельнице русской смололи (20) Заезжий татарский язык. 5- О каком этапе развития русского языка идёт речь в этих строках? Какова основная причина, по мнению поэта, заимствования германизмов? (21) Вы взяли немецкого малость, (22) Хотя бы и больше могли, 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=