ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.1

не сумасшедший. Просто неудачник с гипертрофированным самолюбием. - Сколько тебе лет? - спросила Романова. - Тридцать три. Как Христу. Однако Христос в тридцать три уже умер, создав Веру. А этот все пробивается». Итак, по мнению героини повести Кати, мужчина, роман с которым она завела во время короткой туристической поездки по Италии, попав под влияние романтичных пейзажей и разительно-новой атмосферы заграничных городов, имел сложный и неоднозначный характер, проявляя в различных ситуациях черты Родиона Раскольникова, Иисуса Христа, Леонардо да Винчи, сумасшедшего и неудачника. Однако заметим, что заявленный уже в названии тон дальнейшего повествования - «Сентиментальное путешествие - дает B.C. Токаревой возможность Переложить всю ответственность за восприятие образа на героиню, бывшую однофамилицей русской монаршей династии и порой склонную к излишнему романтизму: «Фамилия Романова досталась ей от отца. А отцу от деда и так далее в глубину веков. Это была их родовая фамилия, не имеющая никакого отношения к царской династии. Прадед Степан Романов был каретных дел мастер. Все-таки карета - принадлежность высокой знати, поэтому, когда Романову спрашивали, не родственница ли она последнему царю, - делала неопределенное лицо. Не отрицала и не подтверждала. Все может быть, все может быть... И новая любовь, и благородные корни, и путешествие в Италию». Современные писатели в своих произведениях нередко обращаются к прецедентным феноменам. Использование в новом тексте прецедентного имени как «индивидуального имени, связанного или с широко известным текстом <...> или с прецедентной ситуацией» (Русское культурное пространство, 2004: 17), позволяет автору создать новые смысловые параллели, раскрыть мельчайшие нюансы образа, показать глубину и неоднозначность его характера путем обращения к культурной памяти читателей, тем самым вовлекая их в сложный и интересный процесс сотворчества. Повесть B.C. Токаревой на первый взгляд - произведение, рассказывающее о советских людях, живущих по определенным правилам, любящих и переживающих, среди которых нашелся один, не побоявшийся осуществить потенциальное желание многих. Однако при более внимательном анализе мы видим, что в заурядном человеке могут Соединяться такие противоречивые и несопоставимые личности как Христос, Раскольников, Леонардо да Винчи, собирательные образы сумасшедшего и неудачника. Но при этом данные сопоставления - не более чем мнение главной героини, и, возможно, данные ассоциации смогли возникнуть только в силу 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=