ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.1

Поведение современного Раскольникова непонятно для его современников: рискуя собственной свободой, провозит через границу чужие деньги, внимательно изучает путеводитель по Италии, хотя группу постоянно будут сопровождать экскурсоводы, не участвует в ни к чему не обязывающей болтовне русских туристов и не боится высказывать свое мнение в, казалось бы, однозначно решенных вопросах. Так, в главе «Тайная вечеря» описана следующая любопытная сцена: экскурсовод в очередной раз повторяет туристам, кто изображен на полотне великого художника. Но происходит неожиданное: «Раскольников стоял чуть в стороне, он смотрел, смотрел, будто втягивал изображение в свои глаза, потом тихо заговорил поверх голоса экскурсовода. Забубнил, как в бреду. Но все стали слушать... Если бы не было предательства, Христа не распяли бы. Если бы не было распятия - не было бы и христианства. Именно после смерти на кресте пошло начало и шествие христианства по всему миру. А что такое Христос, избежавший креста? Это Христос без христианства. А зачем он нужен? Значит, Иуда был необходим. Иуда тоже пошел на смерть. Добровольно. Его миссия велика. Но он поруган. Он проклят на все времена. Он, как навоз, лег в землю, на которой вырос™ розы. Люди видят только розы. И не помнят о навозе. И брезгливо отворачивают носы при одном упоминании. Но христианство победило Идержит мир. И в этом участвовали двое: Христос и Иуда, Все слушали. И экскурсовод слушал. Никто не возражал <...>. Из Раскольникова выплескивалась какая-то особая энергия. Он недобрал в весе, но превосходил духом. И Романова чувствовала эту превосходность. И ей хотелось подчиниться и идти за ним, как апостол за Христом. Да они и похожи: то же аскетическое лицо, глаза, не видящие мелочей. И выражение лица. Нигде и никогда Христос не изображен смеющимся. Ему надо было создать учение и мученически умереть в молодые годы». Так героиня проводит параллель между советским художником Минаевым и Сыном Божьим, пострадавшим за всех людей и ставшим основателем одной из величайших мировых религий. Чуть позже читатель вместе с Катей узнает, что Леонид Минаев пишет философский трактат «Христос и Маркс». Затем Минаев совершит предательство — убежит в американское посольство просить политического убежища, отказываясь не только от родины, но и от семьи (он женат, и у него есть ребенок), от любимой женщины (Минаев жил со своим редактором) и от Кати, с которой он успел завести роман во время короткого путешествия. При этом, совершая подобный поступок, убегая от тяготеющего политического строя, Минаев тем самым навлекал неприятности на всех людей, в той или иной степени связанных с ним. Забегая вперед, заметим, что уже после возвращения в Союз у 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=