ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.1
повествовании и проследим его реализацию в композиционном строении повести B.C. Токаревой «Сентиментальное путешествие». Идейно-идеологический тип повествования представляет собой идейное содержание произведения, реализующееся в тексте при помощи постоянных эпитетов, характеризующих авторское отношение к героям и событиям, авторских отступлений и вневременных высказываний высшей степени обобщенности, таких как афоризмы, пословицы, умозаключения, имеющие философский характер. К числу признаков идейно-идеологического повествования можно отнести наличие в тексте концептов, в качестве ключевых слов организующих композиционное строение произведения, а также элементов интертекстуальности, представляющих, собой ссылки на произведения других авторов и образующих определенные смысловые параллели, и прецедентных феноменов, обращенных к культурной памяти читателей и вызывающих определенные ассоциации, помогающие более глубокому постижению авторского замысла. Кроме того, в рамках идейно-идеологического повествования любопытным и полезным для точного определения смысла произведения представляется и анализ значения собственных имен, фамилий, прозвищ героев, кличек животных, «говорящих» названий географических объектов. При этом перечисленные выше элементы идейно-идеологического повествования могут проявляться эксплицитно (в виде вневременных высказываний, постоянных эпитетов,, авторских отступлений, собственных имен и названий, «обыгрывание» разницы в лексическом значении слов одного синонимического ряда) и имплицитно (интертекстуальность, прецедентные феномены, общий тон повествования, в некоторой степени - судьба героев в произведении). Заметим, что в тексте могут присутствовать как все выделяемые элементы, так и некоторые из них, что не затрудняет, однако, определения авторской позиции по отношению к описываемым событиям и героям. Таким образом, выявление в тексте идейно-идеологического повествования способствует через лингвистический анализ композиционного строения произведения максимально полному постижению авторского замысла. Особое внимание обращают на себя элементы идейно идеологического повествования, занимающие так называемые сильные позиции, то есть вынесенные в заглавие текста, названия частей, глав и т.д. Так, название повести B.C. Токаревой является прецедентным, поскольку для внимательного читателя немедленно выстраивает смыслов^о параллель с романом Я. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» и настраивает его на определенный род дальнейшего повествования. Как известно, главный герой произведения Стерна пастор Йорик «дорожит только Своими ощущениями, независимо от вызвавших их причин. Реальная картина 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=