ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.1

повествовании и проследим его реализацию в композиционном строении повести B.C. Токаревой «Сентиментальное путешествие». Идейно-идеологический тип повествования представляет собой идейное содержание произведения, реализующееся в тексте при помощи постоянных эпитетов, характеризующих авторское отношение к героям и событиям, авторских отступлений и вневременных высказываний высшей степени обобщенности, таких как афоризмы, пословицы, умозаключения, имеющие философский характер. К числу признаков идейно-идеологического повествования можно отнести наличие в тексте концептов, в качестве ключевых слов организующих композиционное строение произведения, а также элементов интертекстуальности, представляющих, собой ссылки на произведения других авторов и образующих определенные смысловые параллели, и прецедентных феноменов, обращенных к культурной памяти читателей и вызывающих определенные ассоциации, помогающие более глубокому постижению авторского замысла. Кроме того, в рамках идейно-идеологического повествования любопытным и полезным для точного определения смысла произведения представляется и анализ значения собственных имен, фамилий, прозвищ героев, кличек животных, «говорящих» названий географических объектов. При этом перечисленные выше элементы идейно-идеологического повествования могут проявляться эксплицитно (в виде вневременных высказываний, постоянных эпитетов,, авторских отступлений, собственных имен и названий, «обыгрывание» разницы в лексическом значении слов одного синонимического ряда) и имплицитно (интертекстуальность, прецедентные феномены, общий тон повествования, в некоторой степени - судьба героев в произведении). Заметим, что в тексте могут присутствовать как все выделяемые элементы, так и некоторые из них, что не затрудняет, однако, определения авторской позиции по отношению к описываемым событиям и героям. Таким образом, выявление в тексте идейно-идеологического повествования способствует через лингвистический анализ композиционного строения произведения максимально полному постижению авторского замысла. Особое внимание обращают на себя элементы идейно­ идеологического повествования, занимающие так называемые сильные позиции, то есть вынесенные в заглавие текста, названия частей, глав и т.д. Так, название повести B.C. Токаревой является прецедентным, поскольку для внимательного читателя немедленно выстраивает смыслов^о параллель с романом Я. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» и настраивает его на определенный род дальнейшего повествования. Как известно, главный герой произведения Стерна пастор Йорик «дорожит только Своими ощущениями, независимо от вызвавших их причин. Реальная картина 36

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=