Толстовский урок. 2016 г.

9 Когда мы говорим о Л. Н. Толстом, мы вспоминаем не только его обшир- ное литературное наследие, талантли- вый писатель известен миру и как та- лантливый педагог. Открытая в 1859 году по личной инициативе писателя Яснополянская школа стала примером уникального об- разовательного учреждения, где основ- ной задачей считалось развитие твор- ческого потенциала воспитанника, его активной жизненной позиции. В ребенке Л. Н. Толстой видел, безусловно, гармо- ничную личность, «первообраз правды, красоты, добра». Опережая во многом свое время, Л. Н. Толстой ступил на педагогическое поприще, не только предложив методы, которые на сегодняшний день мы назвали бы инно- вационными, но и изменив саму цель образования. Впервые в русской пе- дагогике Л. Н. Толстой обосновал необходимость развития сильной, сво- бодной, самостоятельной личности и организации образовательного про- цесса только с позиции человечности. Передовой педагогический опыт Л. Н. Толстого нашел свое отражение в целом ряде статей, учебников, учебных пособий и во многих художественных произведениях. Период активной педагогической деятельности Л. Н. Толстого при- шелся на эпоху кардинальных изменений во всех сферах жизни русского общества. Преобразования в современном мире, и в том числе в системе образования, позволяют словам Л. Н. Толстого звучать с новой силой. Каким должен быть учитель и современный урок? Как соответствовать духу времени? Как заинтересовать ребенка, научить, не угнетая и не по- давляя его природные задатки? На эти и другие вопросы мы, без сомне- ния, найдем ответы у Л. Н. Толстого. Задолго до внедрения и активного употребления в современной педагогике терминов «личностно ориен- тированное обучение», «индивидуальный подход», «интерактивные тех- нологии», «диалоговые формы воспитания» Л. Н. Толстой определил данные понятия, отмечая значимость выбора для каждого ученика своего особого метода, развития в детях самодостаточности и инициативности, воспитания без насилия.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=