Толстовский урок. 2016 г.

87 – А, как вы думаете, с какой целью Л. Н. Толстой поведал историю про зеленую палочку? (Чтобы люди поверили во вселенское счастье на земле). – Что же помогает человеку почувствовать себя счастливым? (Вариан- ты детей). – По мнению Л. Н. Толстого только труд может доставить человеку истинное наслаждение: «Труд, труд! Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь». Так давайте же начнем работать и постараемся стать счастливыми! Проверка домашнего задания – Дома вы должны были прочитать рассказ Л. Н. Толстого «Кавказ- ский пленник». Скажите, о каких временах повествуют события этого про- изведения? (О прошлых, о времени сопротивления горских народов цар- ским войскам). Создание проблемной ситуации – Если наш урок мы начали с изучения биографии писателя, то при работе с его произведением с чего мы должны начать? (С истории созда- ния рассказа). Постановка учебной задачи – Если вначале урока мы обращались к прошлому, и рассказ повеству- ет о прошлом, какая же связь будет между биографией Л. Н. Толстого и его произведением? (Возможно, автор частично напишет о своих воспо- минаниях, художественно преобразует их в рассказе). – Какая же задача будет стоять перед нами сегодня на уроке, исходя из всего сказанного? (Познакомиться с историей создания рассказа «Кавказ- ский пленник» и выяснить, как этот рассказ связан с жизнью писателя) Запись темы урока. 2. Основной (информационно-аналитический) этап – Вспомните героев рассказа и события, которые с ними происходили. (В рассказе мы знакомимся с двумя пленниками: Жилиным и Костылиным. Толстой повествует о том, как эти русские военные пытались выбраться из плена горцев). – Дело в том, что Л. Н. Толстой положил в основу рассказа «Кавказ- ский пленник» пережитые моменты из своей личной жизни. Просмотр презентации «История создания рассказа “Кавказский пленник”» (приложение 2). Кавказская война 1817–1864 гг., война Российской империи с горски- ми народами Северного Кавказа. Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Россий- ской империи: победа была достигнута за счет многократного численного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=