Толстовский урок. 2016 г.

68 10. Комментированное чтение эпизодов главы повести «Что за че- ловек мой отец?» (Слайд 14) – Каким предстаёт отец Николеньки на страницах повести? Какие слова помогают нам определить отношение мальчика к отцу? – Как вы считаете, от чьего лица мы узнаём о характере отца: от лица взрослого человека, вспоминающего своё детство, или от лица Николеньки Иртеньева? – На какие черты характера своего отца обращает наше внимание главный герой (отношения его с другими людьми, особенности его одеж- ды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)? Какие из них вам ка- жутся определяющими? – Какое значение имеет название главы? – Что общего, по вашему мнению, между отцом Николеньки и Нико- лаем Ильичом Толстым? – Какова атмосфера в семье Николеньки? Как мы можем это понять? Благодаря кому, по-вашему, сложилась такая обстановка? – Можете ли вы сказать, что у вас дома тоже такая атмосфера? Всегда ли вас понимают дома? Чувствуете ли вы изменения в настроении родите- лей? Как это проявляется? – Как вы понимаете слова эпиграфов к уроку? Чем они близки вам? Возникает ли у вас когда-либо такое чувство? 11 . Заключительное слово учителя Лев Николаевич Толстой задумал книгу о разных эпохах в жизни че- ловека. Первой частью стала повесть «Детство». Затем появились «Отро- чество» и «Юность». Трилогия имела шумный успех. Тема детства, «диа- лектика души» ребёнка увлекла читателей, а другие писатели позднее смогли раскрыть новые грани этой темы: Н. В. Гарин-Михайловский («Детст- во Тёмы»), М. Горький («Детство»), А. К. Толстой («Детство Никиты»). Многие современники говорили о том, что повесть Толстого психоло- гическая. Для автора на первый план выходят не внешние события, а внут- реннее состояние героя. Мы видим, как в мальчике борются противоречи- вые чувства. Наблюдая за собой, стремясь понять себя, он учится понимать и других, вдумчиво познаёт окружающих. Автор не смог бы так ярко пред- ставить нам состояние ребёнка, не сохранив в душе «детскость». Способст- вовала этому и игра детства, придуманная старшим братом Николаем, в «муравейных братьев», ведь так хотелось разгадать «тайну о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссори- лись и не сердились, а были бы постоянно счастливы». Всю жизнь Лев Николаевич Толстой шёл очень трудным путём самосовершенствования,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=