Толстовский урок. 2016 г.

63 семьи Исленьевых – сверстников его детства. Повзрослевший и возму- жавший Николенька рассказывает о своём раннем детстве с тем чувством умиления, близкого к восторгу, которое постоянно присутствует также во всех воспоминаниях писателя о своих детских годах. 4. Учитель. (Слайды 3, 4, 5) Многие читатели поражены такой прозорливостью гения Толстого, его трепетным отношением к миру детства, гуманизму, доброте. Сам автор не имеет соперника в упорном труде над своими произведениями: «Выра- зить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам,– дело самое трудное, и всегда чувствуешь, что далеко, далеко не дос- тиг того, что должно и можно». Так говорит человек, целенаправленно шедший по пути самопознания, анализа своих поступков. Верится с трудом, что яснополянский граф фиксировал в дневнике свои недостат- ки, упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечётком писании, невоздержан- ности, необдуманности. Скажите, ребята, а свойственны ли вам подобные недостатки? Всю свою жизнь великий писатель Лев Николаевич Толстой стремил- ся к самосовершенствованию, самовоспитанию, стремился быть нужным, полезным людям, делать добро, отличая его от зла, различать правду и ложь. Эти стремления были заложены в нём с самого детства родителями. Каким человеком ты станешь? Какие черты характера будут преобла- дающими у тебя? Ответы на эти вопросы, по мнению Толстого, заклады- ваются в детстве каждого из нас. Для автора это самая важная пора, вот почему он обращается к теме детства. Каким же было детство самого бу- дущего писателя? Какими были его родители? Индивидуальное задание с последующим обсуждением в группах. Ответ представителя группы, возможны дополнения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=