Толстовский урок. 2016 г.

55 вастополя». В «Севастопольских рассказах» нарисует беспощадно досто- верную картину войны, что произведет огромное впечатление на рус- ское общество. В это же время всерьез начинает заниматься литературным творчест- вом, пишет повесть «Детство», которая получает одобрение Некрасова и печатается в журнале «Современник». Позже там будут напечатаны повести «Отрочество» и «Юность». Осенью 1856 года вышел в отставку («Военная карьера – не моя…»,– пи- шет он в дневнике) и возвращается в Ясную Поляну. Он изучает педагогику и в 1859 году открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем помогает открыть ещё более 20 школ в ок- рестных деревнях. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единст- венная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. За- нятия шли успешно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоян- ных учителей. Он же сам пишет «Азбуку» для обучения детей чтению. С Софьей Андреевной. В кругу семьи. С внучкой Таней. 1860–1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: «Война и мир» (1863–1869 гг.), «Анна Каренина» (1873–1877 гг.). Ученик 3 Лев Николаевич старается быть ближе к народу: занимается физиче- ским трудом, пашет, шьет сапоги, переходит на вегетарианскую пищу. Он отдаёт семье всё своё состояние, отказывается от прав литературной собст- венности. Устраивал больницы для бедных, помогал голодающему населе- нию, щедро отдавал свои деньги нуждающимся, пытался отказаться от труда крепостных… б) Заочная экскурсия Учитель Ну а теперь я предлагаю вам начать нашу экскурсию. Яснополянские крестьяне как-то спросили писателя: «Лев Николае- вич, вы за границей бывали. Небось там лучше?» «Нет, – ответил он, – лучше своей родины нигде нет. Для меня самое лучшее – Ясная Поляна». Ученик 1 «Необыкновенная красота нынешнего года в деревне разбудит мерт- вого. Жаркий ветер ночью колышет молодой лист на деревьях, и лунный свет и тени, соловьи пониже, повыше, подальше, поближе, сразу и синко- пами, и вдали лягушки, и тишина, и душистый, жаркий воздух – и все это вдруг, не вовремя, очень странно и хорошо.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=