Толстовский урок. 2016 г.

37 В течение урока обучающиеся заполняют таблицу. Эпизод Речь Портрет Вывод «Визит к Ростовым» «Сцена охоты» III. Изучение нового материала Вопрос: Как вы понимаете высказывание Л. Н. Толстого? Чтобы понять, каковы были устои жизни дворянства в XIX веке, по- знакомимся с исторической справкой. 1. Историческая справка о жизни поместного дворянства (сообще- ние ученика). Социально-психологическая основа семейных отношений, сформиро- вавшаяся в России к XIX веку (христианская модель семьи), опиралась на власть мужчины над домочадцами, которые обязаны были ему подчинять- ся. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности за семью, жена смиренно занимала вто- рое место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обо- соблены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увели- чивай ему раны» – как основа детско-родительских отношений того вре- мени. Главные обязанности детей – абсолютное послушание, любовь к ро- дителям, забота о них в старости. К семейным удовольствиям относятся: уют в доме, вкусная пища, по- чет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным нака- занием для семьи. Зависимость от людского мнения – основная черта на- ционального характера семейных отношений на Руси. Социальному окру- жению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т. е. существовало два мира – для себя и для людей. В романе Толстой рассказывает о разных семьях – это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=