Толстовский урок. 2016 г.

246 и отвечающей целям государства? Что общего в их личных чертах и при- вычках? Предположите, как Л. Н. Толстой относился к каждому из них. Насколько его отношение можно воспринимать как историческое доказа- тельство? Согласны ли вы с мнением Л. Н. Толстого о двух лидерах? 6. Обратите внимание на то, что Шамиль – имам, то есть религиозный лидер. Еще в детстве он полюбил учиться, освоил арабский язык, логику, риторику, позднее – суфизм (направление классической исламской фило- софии, проповедующее аскетизм). Приведите в тексте повести доказатель- ства того, что религиозный вопрос был крайне важен для кавказских наро- дов. Шамилю удалось создать теократию – государство, основанное на ре- лигии. Он отменил крепостное право, противное мусульманской идее о ра- венстве всех людей, добился временного и относительного политического единства имамата. Почему же главный герой повести, Хаджи-Мурат, стал врагом Шамиля? Как этот раскол повлиял на ход военных действий? По- могла ли измена Хаджи-Мурата русским войскам? 7. Л. Н. Толстой описывает обычаи русских солдат и офицеров и гор- цев. Что в их культуре общего и различного? Какие отношения складыва- ются у Хаджи-Мурата с представителями разных сословий? (Например, с Бутлером, Воронцовым, Марьей Дмитриевной). Могут ли дружить горцы и русские? Почему же тогда война не прекращается? Что такое газават, мюриды, кровная месть? (Работа с терминами – если не ясно из текста повести, учащиеся могут обратиться к словарю). 8. В 1859 году в ауле Гуниб, природной горной крепости, армия Ша- миля была окружена русскими войсками. До этого горцы ограбили его обоз со всеми драгоценностями и казной. Даже жены и невестки Шамиля укрепляли крепость и с оружием в руках пытались защитить ее. Но Ша- миль принял решение о переговорах с князем Барятинским, после чего сдался. Под Харьковом Шамиля принял император Александр II и пообе- щал, что тот не будет раскаиваться. Шамиль побывал в Москве и Петер- бурге, его принимала императрица, ему предоставили возможность осмот- реть императорские резиденции в Петербурге и Царском Селе. Его возили на спектакли, на заводы, показывали железную дорогу, новейшие техниче- ские приспособления. Из Дагестана перевезли его семью (двух жен, детей, внуков, других родственников, всего 22 человека). На содержание Шамиля из казны выделялись ежегодно несколько десятков тысяч рублей. Как вы думаете, почему царское правительство так отнеслось к Шамилю? Как это помогло укрепить российскую власть на Кавказе? (В 1864 году Кавказ ус- покоился, Сухумский округ вошел в состав России). 9. Советский литературовед В. Шкловский писал о Хаджи-Мурате: «Великий человек был зажат между империей Николая и возникающей деспотией Шамиля». Согласны ли вы с его мнением?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=