Толстовский урок. 2016 г.

245 Может ли художественная литература быть историческим источни- ком ? (Да, но источником того, что думал автор и его окружение об ис- тории, как воспринимали те или иные события в исторической памяти). Зачем нам, изучая историю, читать еще и художественные книги, даже ес- ли они были написаны не очевидцами событий? (Художественная лите- ратура помогает сформировать более личное отношение к событиям, представить реальную жизнь людей того времени). Какие хорошие худо- жественные книги об исторических событиях вы знаете? (Постановка проблемы). Сегодня мы с вами проведем эксперимент, можно ли, используя толь- ко художественное произведение, разобраться в событиях Кавказской вой- ны 1817–1864 гг. Для этого у вас должен быть текст повести «Хаджи- Мурат» Л. Н. Толстого. Что мы должны разобрать, когда говорим о войнах в истории России? (Причины, основные события, участники войны, стратегия сторон, так- тические приемы – эти ответы учащиеся записывают в тетрадь ). Да- лее работаем по этому плану. 3. Что могло стать причиной военных действий на Кавказе? Как вы поняли это из повести? Кто является враждующими сторонами? (Мусуль- манские народы Кавказа не желали подчиняться русскому царю, учащиеся могут упомянуть о неоднородности горских племен, приведя примеры из текста; Турция старалась использовать враждебные настроения Кавказа для своих целей. Горцев возмущали запреты на набеги (в то время род обычного промысла в горах), необходимость участвовать в строительст- ве крепостей, мостов и дорог, новые налоги, а также поддержка чинов- никами местных феодалов). 4. Учитель: в связи с постоянными набегами горцев на русские отря- ды, на Кавказ был отправлен герой Отечественной войны А. П. Ермолов. Его жесткая политика по отношению к нарушителям спокойствия привела к открытым военным действиям. В повести Л. Н. Толстой говорит о двух способах усмирения кавказских народов, которые использовало русское правительство. Каких? (Первое – «постепенно, хотя и медленно, подви- гаться вперед, вырубая леса, истребляя запасы» (план Ермолова и Велья- минова); второе – «разом завладеть резиденцией Шамиля и разорить это гнездо разбойников и по которому была предпринята в 1845 году Даргин- ская экспедиция, стоившая стольких людских жизней» – план Николая I). Какой из них более эффективен? Почему Л. Н. Толстой считает кавказ- скую политику царя неправильной и непоследовательной? Как он описы- вает нападение русских войск на кавказский аул? 5. В повести будто сравниваются два лидера: Николай I и Шамиль. Кто из них более жесток? Чья политика кажется вам более продуманной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=