Толстовский урок. 2016 г.

237 III группа Расскажите о Дине: • внешность • почему помогла Жилину? • как оцениваешь поступок Дины? – Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Жилин от «жила» – прочное окончание мышц, жилистый, двужиль- ный-сильный, упругий. Костылин от «костыль» – палка для хромых, бессильных. – В чём смысл названия рассказа? (Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враж- дебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жи- листым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся по- кинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-насто- ящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не вы- держивает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма). 6. Итог урока. – Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе? Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых пре- одолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей. 7. Домашнее задание . Сочинение на тему: «Жилин и Костылин: раз- ные судьбы».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=