Толстовский урок. 2016 г.

235 Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осужда- ет вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей. Сюжет и композиция . Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечис- лим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, раз- вязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету. Экспозиция – действие происходит в XIX веке на Кавказе. Идёт вой- на русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они уме- щаются в нескольких строчках. Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпи- зодов, о которых мы и поговорим во время урока. Кульминация – второй побег. Развязка – Жилин оказывается в своей крепости. Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через ме- сяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость. – Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. – Назовите, какие герои картины противопоставляются в рассказе, с какой целью? Главные герои – Жилин и Костылин. Татары и русские (Жилин и татары). Дина и другие жители аула. Война и мирная жизнь. 4. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. – Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое? – Что общее у героев и что их различает? – Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения? (Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье). – А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях.Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия? (Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=