Толстовский урок. 2016 г.

234 Колыванова Анастасия Олеговна, студент факультета русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л. Н. Толстого КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 5-го КЛАССА ПО РАССКАЗУ Л. Н. ТОЛСТОГО «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». ЖИЛИН И КОСТЫЛИН Цели урока: 1) осмыслить содержание рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»; уметь выделить основные проблемы, поднятые автором в произведении; 2) приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения; 3) воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую состра- дать, умение работать в группе. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение ученика или учителя. В середине XIX столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским вой- скам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. В ту пору Л. Н. Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Работая над «Войной и миром», Толстой познакомился с напечатан- ным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офице- ра», автором которых был полковник кирасирского полка Ф. Ф. Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в 1852 году. 3. Устная работа по вопросам. – Тема и идея художественного произведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=