Толстовский урок. 2016 г.

212 Цубан Виктория Андреевна, студент факультета русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л. Н. Толстого УТРО, ИЗМЕНИВШЕЕ ЖИЗНЬ (урок литературы в 8-м классе по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё де- ло в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае…». Л. Н. Толстой, из рассказа «После бала» Цели урока: – познакомить учащихся с композицией рассказа, с писательским за- мыслом, особенностями рассказа; – работать над понятиями «контраст», «антитеза» как композицион- ными приемами; – воспитание гуманизма, человечности через прочтение художествен- ного текста. Ход урока 1. Вступительное слово учителя о писателе. Если мы посмотреть на даты жизни Льва Николаевича Толстого, то можно отметить за этот период массу величайших событий в становлении государства Российского. Чему Толстой был непосредственным свидетелем. Толстой (граф Лев Николаевич) – знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущест- венно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Толстого, его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании своих идеалов, его попытка отказаться от благ мира сего, жить новой, хорошей жизнью, имеющей в основе своей только высокие, идеальные цели и познание истины – все это доводит обаяние имени Тол- стого до легендарных размеров. На рубеже двух веков Л. Н. Т. создает целый ряд произведений, раз- ных по тематике, жанру и стилю. Они объединяются «вечными» нравст- венными проблемами гражданской ответственности, социальной спра- ведливости, человеческого счастья, совести, добра. Веря в то, что «долж- но совершиться освобождение людей от тех страданий, которые они несли так долго».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=