Толстовский урок. 2016 г.

194 1-й участник творческой группы читает наизусть стихотворение. 2-й участник рассказывает об истории создания стихотворения. Затем учащиеся делятся впечатлениями от услышанного и прочи- танного. – Как вы понимаете содержание этого стихотворения? Попробуйте интерпретировать его, зная, что оно связано с появлением романа «Война и мир». – На сколько частей можно разделить стихотворение? О чем говорится в первой? О чем во второй? – Какие изменения происходят с лирическим героем? С чем они связаны? – Какому периоду творчества соответствует стихотворение? – Какое переживание положено в основу данного произведения? – Сравним два стихотворения. Есть ли в них что-то общее? Свой ответ обоснуйте. – Как это произведение помогает нам лучше познакомиться с Тол- стым? Что вы можете сказать о впечатлении, которое произвел на героя вышедший роман? Какое значение ему придавали в XIX веке? в) А. М. Жемчужников. Льву Николаевичу Толстому Твой разум – зеркало. Безмерное оно, Склоненное к земле, природу отражает: И ширь, и глубь, и высь, и травку, и зерно... Весь быт земной оно в себе переживает. Работа зеркала без устали идет. Оно глядит в миры – духовный и телесный; И повествует нам всей жизни пестрый ход То с мудрой строгостью, то с нежностью прелестной. В нем отразился мир с подробностями весь; Ему препоны нет ни сумрака, ни дали; И видны там черты, которых люди здесь, В духовной слепоте, пока не замечали. Но люди есть еще (и между ними – я), Чьи убеждения сложилися иначе; Иные чтут красы земного бытия; Насущны для других политики задачи... Но все же ты для нас – светильник на горе. О, продолжай учить, на старости прекрасной, О царстве божием, о мире, о добре! Тебе все ведомо, осмысленно и ясно.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=