Толстовский урок. 2016 г.

175 – Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое? (Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жи- лин и Костылин – герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина). III. Работа по теме урока 1. Сопоставительная характеристика Жилина и Костылина по сле- дующему примерному плану, который может быть записан в тетради: 1) портрет героя; 2) особенности характера; 3) отношение к близким, окружающим, миру; 4) отношение к нему окружающих; 5) поведение в плену; 6) отношение автора к герою. «Говорящая» фамилия; 7) вывод о жизненной позиции героя и о его роли в произведении. 2. Составление сравнительной таблицы. Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравни- тельному анализу. От качества работы на этом уроке будет зависеть фор- мирование умения проводить сравнительную характеристику героев в дальнейшем, поэтому уделим особое внимание составлению сравнитель- ной таблицы. Сначала обсудим значение фамилий героев. Ученики по очереди начинают читать текст рассказа. Находя опреде- ления или факты, которые характеризуют героев с той или другой сторо- ны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписыва- ют цитату, черту характера или поступок героя в таблицу. Составление таблицы будет закончено дома. Вариант таблицы Качество Жилин Костылин Смысл фамилии Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия Костыль – палка с поперечи- ной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги Внешность «А Жилин хоть не велик рос- том, да удал был» «А Костылин мужчина груз- ный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет» Предусмотрительность «– Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=