Толстовский урок. 2016 г.

172 «сквозь строй», когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат, и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шом- полом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть. Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к про- стому русскому солдату. Вот отрывок из публицистических сочинений Л. Н. Толстого: «Солдат – бранное, поносное слово в устах нашего народа, солдат – существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат – существо грубое, грубеющее еще более в сфере лишений, трудов и отсутствия осно- ваний образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Солдат имеет по закону только строго необходимое, а в действи- тельности менее того, чтобы умереть человеку сильного сложения – от го- лода и холода, слабые умирают. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присущее человеку, – быть не битым по произволу каждого. Вот кто за- щитник нашего отечества. Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастаются самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит началь- ников, а офицер не уважает солдата. В 1820-х годах семеновские офицеры, цвет тогдашней молодежи….. решили не употреблять в своем полку телесного наказания, и, несмотря на тогдашние строгие требования фронтовой службы, полк и без употребле- ния телесного наказания продолжал быть образцовым…. Так смотрели на телесное наказание образованные русские люди 75 лет тому назад. И вот 75 лет, и в наше время внуки этих людей заседают в качестве земских начальников в присутствиях и спокойно обсуждают во- просы о том, должно или не должно, и сколько ударов розгами должно дать такому-то или тому взрослому человеку, иногда деду. Самые же передовые из этих внуков в комитетах и земских собрани- ях составляют заявления, адресы и прошения о том, чтобы в виду гигие- нических и педагогических целей сечь не всех мужиков (людей кресть- янского сословия), а только тех, которые не кончили курса в народных училищах… …Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред – в ду- шевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, пред- писывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедли- вости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомыс-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=