Толстовский урок. 2016 г.

17 Итоговое слово учителя ( 9 мин .): Ребята, мы сегодня с вами позна- комились с произведением Л. Н. Толстого «После бала», который, как и всё творчество JI. H. Толстого, связано с реализмом в русской литерату- ре. В основе рассказа лежат события, произошедшие со старшим братом Льва Толстого – Сергеем, который был влюблён в дочь военного началь- ника Л. П. Корейша и бывал у них в доме. Но после увиденного им избие- ния беглого солдата, которым руководил отец девушки, чувства влюблён- ного быстро охладели, и он отказался от намерения жениться. В рассказе Толстой рисует две контрастные картины. Первая – яркая и праздничная, она описывает бал у губернского предводителя, где герой рассказа влюблён в Вареньку и восхищён её отцом-полковником. Но чем роскошнее эта картина, тем гнуснее и омерзительнее предстаёт перед чи- тателем вторая картина – сцена расправы над бежавшим солдатом. Пере- воплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестоко- го и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, ге- роя рассказа, что чувства его к Вареньке быстро остыли. Эта история так прочно осела в памяти Толстого, что он много лет спустя описал её в этом рассказе. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоя- щем ничего не изменилось. Он выступает против насилия и гнета, про- тив бесчеловечного отношения к людям . Значение рассказа огромно. Гуманизм Толстого, его проникновение во внутренний мир человека, протест против социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и сердца людей и в наши дни, способствуют духовному обогащению. «Не зная Толстого,– писал М. Горький,– нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». Его произведения – романы, повести, рас- сказы, пьесы читают с неослабевающим интересом всё новые и новые по- коления людей на всём земном шаре. Об этом свидетельствует тот факт, что десятилетие с 2000 по 2010 гг. было объявлено ЮНЕСКО десятилети- ем Л. Н. Толстого. Если вы хотите узнать глубже о его творчестве, то я со- ветую вам посетить сайт, посвящённый творчеству великого русского пи- сателя: http://www.levtolstoy.ru. Кто желает, может взять у меня для про- смотра диск с художественным фильмом в полной версии. Учитель благодарит учеников за урок, проводит оценивание и задаёт домашнее задание: составить сложные синквейны-даймонды по образам Ивана Васильевича и отца Вари, полковника Петра Владиславовича Бу- турлина. Примечание к конспекту: о даймондах в моей статье «Примеры твор- ческих домашних заданий по русскому языку и литературе» на сайте http://pedsovet.su/liter/6064

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=