Толстовский урок. 2016 г.

169 (Вступление настраивает читателя на восприятие последующих со- бытий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, да- же внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, проис- шедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительно- сти, говорит нам писатель). 5. В чём особенность построения рассказа? Выделите композицион- ные части рассказа. (В рассказе выделяются следующие части: вступле- ние, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключён в «ра- му». Такой композиционный приём называется «рассказ в рассказе», по- тому что произведение написано рассказчиком так, что обо всех собы- тиях мы узнаём от рассказчика). (Слайд 7). 6. Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича? (Сцены бала и экзекуции). 7. Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное со- держание произведения? (Верно, это вторая часть, где полковник и по- корные ему солдаты истязают татарина). 8. А зачем писателю понадобилась первая часть? 9. Как называется такой приём? (Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция). (Слайд 8). 3. Применение знаний и способов действий. Работа с текстом. По- исковое выборочное чтение. Слово учителя. Для постижения авторской идеи рассказа помимо сюжетной линии необходимо проанализировать лексические средства, ко- торые автор использует в тексте, так как автор ни одного слова не упот- ребляет просто так. Каждая лексема глубоко осмыслена писателем. Глав- ный композиционный прием рассказа – это антитеза, контраст. Противо- поставляются ситуации «бал» и «после бала». Мы делимся на две группы. На столах у вас таблицы, которые нужно заполнить конкретными лексе- мами из текста. Первая группа анализирует ситуацию на балу, вторая группа после бала. Затем сравним и обсудим. (Слайд 9–10). Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу» – первая группа, «После бала» – вторая группа. На балу После бала Краски, цветовая гамма Описание внешности главного героя эпизода Варенька Солдат Звуки, характер музыки Психологическое со- стояние рассказчика Описание полковника

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=