Толстовский урок. 2016 г.

168 Особое внимание писатель уделял истории. В ранней юности она ка- залась ему лишь набором разрозненных дат и событий. Со временем Тол- стой пришел к философскому осмыслению истории. Сегодня мы будем говорить о рассказе Л. Н. Толстого « После бала». Прежде чем начать обсуждение событий и героев этого рассказа, я предлагаю вам вспомнить, какое произведение мы называем рассказом? (Слайд 3). (Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные те- мы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя). Согласны ли вы с тем, что «После бала» – это рассказ? Докажите. Слово учителя. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что рассказ написан в 1903 году, а события, которые в нем описываются, относятся к 40-м го- дам девятнадцатого столетия. Что это было за время? (Время царствования Николая I, которого пе- редовая русская интеллигенция прозвала «Николаем Палкиным»). (Слайд 4). Слово учителя. Небольшую справочку об армейской действительности в это время и отношение Толстого к данному вопросу подготовил Алеша. Пожалуйста, Алеша. (Слайд 5). Сообщение ученика. ( Приложение 1 ). Учитель: Спасибо, Алеша. Вопросы для обсуждения: 1. Что же легло в основу рассказа Толстого «После бала»? (История, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаеви- чем). (Слайд 6). 2. Почему Л. Н. Толстой возвращается к событиям 70-летней давно- сти? (Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, что- бы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что “образованные люди убеж- дены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни”. Он восклица- ет: “Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!”. В записной книжке 1–13 апреля 1857 года писатель сделает запись: «Стоит надеть на человека мундир, отдалить его от семейства и ударить в барабан, чтобы сделать из него зверя»). 3. Какое впечатление произвёл на вас рассказ? 4. Какова роль вступления?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=