Толстовский урок. 2016 г.

167 Этап урока Деятельность учителя Деятельность уча- щихся Время (Поднимают оценки). Аргументируйте, почему? 5. Подведение итогов и домашнее задание Сочинение на тему: « Какой я полу- чил толстовский урок после изуче- ния рассказа «После бала» Записывают домаш- нее задание 2 мин. Ход урока 1. Орг. момент. 2. Объяснение нового материала. Работа над композицией рассказа. Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас сегодня на уроке. Наш урок бу- дет посвящен творчеству великого русского писателя, философа, педагога, нашего земляка Льва Николаевича Толстого. Дома вы прочитали рассказ «После бала». Сегодня на уроке мы попытаемся понять авторскую пози- цию и найти приемы, помогающие в раскрытии мысли автора о моральной ответственности. (Слайд 1–2). Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Яс- ная Поляна недалеко от Тулы. С этой усадьбой связана вся жизнь писателя. Он покидал имение лишь на несколько лет, когда служил на Кавказе, а за- тем вернулся сюда, чтобы написать свои самые известные романы «Война и мир», «Анна Каренина». Здесь выросли его дети, здесь он открыл школу для крестьянских детей и воспитывал их по своей методике, отсюда он не- задолго до смерти ушел, чтобы начать новую жизнь. Интересно, что с самого детства Л. Н. Толстой вел дневник, куда запи- сывал все, что с ним произошло за день, о чем думал. Толстой выработал для себя определенные правила жизни и работы. Лев Николаевич фикси- ровал в своем дневнике все свои недостатки: упрекал себя в позднем вста- вании, мечтательности, беспорядочности, лжи, нерешительности. В «Круге чтения» Толстой написал: «Ничто так не украшает жизнь и свою и других людей, как установившаяся привычка быть добрым». Писатель целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события внутренней жизни, изучал свое поведение. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Толстой пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда в человеке берется любовь и нена- висть, добро и зло, как складывается характер. Это не значит, что он был идеальным человек. Наоборот, наблюдая за собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=