Толстовский урок. 2016 г.

161 – По этим краскам, по настроению героев в первой и во второй части давайте определим черты характера половника. (Предлагаемые черты ха- рактера вывешиваются на доске). – Назовите его положительные, а затем отрицательные черты характе- ра (любовь к дочери, доброта, внимательность, статность, подтяну- тость, «все по закону», экономность – «все по закону», жестокость, стремление к порядку, презрение к низшему сословию). (Учитель закрепля- ет положительные черты характера на красной стороне сердца, а отри- цательные – на черной стороне). – Каких черт больше? Мог ли полковник поступить иначе? Был ли у него выбор. – Человек всегда может работать над своим характером. Да, верно, последовательно противопоставляя основные части, писа- тель настойчиво подчеркивает контраст в душевном состоянии героя, в системе образов, в отдельных деталях. Контраст двух частей рассказа ос- нован на литературном приеме антитезы. – Что такое антитеза ? (на экране появляется определение). Слушаю ответы учеников, затем записываем в тетрадь теоретические сведения. Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставления понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоцио- нальную окраску речи, подчеркивает высказанную с ее помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а все произведение. – Почему же, на ваш взгляд, после увиденной экзекуции Иван Василь- евич даже думать перестал о военной службе? – Иван Васильевич не женился на Вареньке. Почему? Вывод: В рассказе Л. Н. Толстого показаны не только добрые и жес- токие начала человека, но и социальная несправедливость, царящая вокруг. Писатель поднимает проблему ответственности каждого человека за все происходящее в его жизни. А теперь, ребята, как итог урока попробуйте выполнить итоговый тест по рассказу «После бала». После проведенной работы ученики сверяют свои записи с правильными ответами на слайде. Закрепление полученных знаний. (Работа на компьютере). Разно- уровневые карточки. Уровень «3» 1. Отметить, от чьего лица ведется рассказ: а) автора;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=