Толстовский урок. 2016 г.

159 • Опойковые сапоги – сапоги из опойка – тонкой кожи, выделанной из шкуры телят. • Шпицрутены – прутья или палки, которыми били наказываемых. – С особой любовью Иван Васильевич говорит о Вареньке (останав- ливаемся на ее портрете, описывая внешность). (Дети выбирают из текста рассказа нужный материал). Учитель: В описании бала дается несколько эпизодов, из которых центральным, кульминационным можно считать – какой на ваш взгляд? Ответы учеников: эпизод танца отца с дочерью. Рассмотрите иллюстрацию художника А. Пчелко к рассказу. Так ли вы себе представляете Вареньку? ( Выразительное чтение мазурки (эпизод танца)). (Ученик, получивший заранее опережающее задание, читает вырази- тельно наизусть эпизод мазурки, запечатленный на рисунке). Работа с текстом. – А теперь находим описание внешности полковника. (Дети работают с текстом). – Как ведет он себя на балу? – Уместно ли назвать его любящим и добрым отцом? Какие детали на это указывают? – Искренен ли он к Вареньке и другим гостям бала? – Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой рассказа вос- принимает с восторженным умилением? – В каком настроении покидает Иван Васильевич дом предводителя? Прочитайте описание пейзажа. Помогает ли эта пейзажная зарисовка понять восторженное радостное состояние героя? Если вы заметили, во второй части рассказа краски рассказа резко темнеют, хотя герой еще радостен и счастлив. Работа по теме урока . Эвристическая беседа. – На какие части вы бы разделили рассказ? – Назовите главных героев. – У кого из героев рассказа сердце «двуликое»? Почему? (Полковник на балу веселый, добрый, внимательный, любящий отец, а после бала жес- токий человек, расправляющийся с беглым солдатом). – Каким мы видим полковника на балу? Зачитайте выражения из тек- ста на с. 30. (Красивый, статный, свежий, с белыми усами, с белыми ба- кенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой гру- дью, сильными плечами, стройными ногами).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=