Толстовский урок. 2016 г.

158 Эпиграф: (на доске). Обратите внимание на эпиграф (учитель зачи- тывает и комментирует эпиграф, демонстрирует иллюстрации с изо- бражением прототипов героев рассказа). – О чем рассказ? (О любви, о бале, о празднике, о наказании, о жиз- ненном выборе). Ход урока Вступление. Слово учителя. На этом уроке вы познакомитесь с рас- сказом Л. Н. Толстого «После бала», повествующем об эпохе правления Николая I. Всю жизнь Толстой призывал «каждого человека к нравствен- ному обновлению, к борьбе с недостатками, к сознанию своей нравствен- ной ответственности за свои поступки». Именно эти проблемы он и под- нимает в рассказе «После бала». В период работы над рассказом Л. Н. Толстой первоначально останав- ливался на нескольких вариантах названия рассказа. Как вы думаете, почему же рассказ, большая часть которого посвяще- на изображению бала, называется «После бала»? (Ответы учеников). Обобщаю сказанное учениками. – Верно, название «После бала» глубже всего раскрывает идейный смысл произведения. И вот, чтобы лучше понять, осмыслить ту страшную действитель- ность, увидеть отношение автора к ней, надо разобраться в композиции. – Что такое композиция? – Сколько частей в рассказе? – Какая из частей вам понравилась? – Понравилась ли вам первая часть? А сейчас давайте мысленно представим атмосферу бала и губернского предводителя и посмотрим, как рисует рассказчик все происходящее в нем, какими словами передает свои чувства? Словарная работа. (Здесь провожу словарную работу, так как многие слова устаревшие, а их толкование в учебнике не дано). • Дагерротип – старинная фотография, выполненная на металлической пластине. • Пюсовый – темно-коричневый. • Фероньерка – женское украшение с драгоценными камнями, наде- ваемое на лоб. • Штрипка – тесьма, пришитая к концу брюк и охватывающая ступню под башмак.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=