Толстовский урок. 2016 г.

129 колоритнейшую речь косноязычного генерала Толстой выдумал. От начала до конца. 4. Слово предоставляется VI группе, которая работала над этим эпи- зодом. – Выразительное чтение отрывка (гл. XXI, с. 98). – Отчёт VI группы. Эта изумительная речь, и смешная, и трогательная, не придумана. Весь эпизод Толстой заимствовал из воспоминаний Полторацкого в жур- нале «Исторический вестник» («Вам, господа, знакома, как истина: один в поле не воин…Все, чем я на службе моей, как, награжден, все, чем осы- пан, великими щедротами…»). А речь генерала Козловского, как вы толь- ко что убедились, была воспроизведена им дословно. Учитель – Толстой почувствовал в этом эпизоде аромат подлинности, художе- ственное очарование живой натуры. И сохранил его почти в неприкосно- венности, лишь слегка пройдясь по тексту Полторацкого своей рукой. Ученики – Выходит, что в «Хаджи-Мурате» вообще нет ни одного вымышлен- ного эпизода, ни одной выдуманной подробности? Учитель – Совсем нет. Вот послушайте, что пишет Толстой в письме к сыну госпожи Коргановой: «Когда я пишу историческое, я люблю быть до мель- чайших подробностей верным действительности». – Итак, мы ответили на вопрос урока? (Да). Значит, вопрос можно снять. 4. Рефлексия. Оценки ( 5 мин .) 1) Из исследования мы узнали, что не только сам Хаджи-Мурат, глав- ный герой толстовской повести, но и многие другие её персонажи имели реальных прототипов. И Толстой, изображая их, был верен натуре. Значит ли это, что все эти его герои получились у него точь-в-точь та- кими, какими они были в жизни? Нет, конечно! Писатели в своих книгах никогда не воспроизводят в точности то, что было в жизни. Даже изобра- жая вполне реального человека и даже рисуя его, что называется, «с нату- ры», писатель – иногда совершенно сознательно, а иногда невольно, ин- туитивно – преображает эту натуру сообразно своим целям, задачам, в со- ответствии с владеющим им замыслом. Художник всегда обогащает из- бранную им натуру своим отношением к ней. Мыслями, которые она, эта натура, в нём пробудила…Чувствами, одушевлявшими его в работе над тем или иным сюжетом… Об этом поговорим на других уроках.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=