Толстовский урок. 2016 г.

112 Что же заставило его передумать? (Ответы детей). Ведь рассказчик мог бы рассуждать так: я-то не такой, я-то не буду бить солдата по лицу. Но Иван Васильевич осознает, что дело вовсе не в полковнике, не в каком-то двуличии отца его возлюбленной, а в том, что такого поведения потребует от него самого долг, устав. То есть дело не в жестокости конкретного офицера, а именно в «прогнившей» системе. Именно этим руководствовался и сам Л. Н. Толстой, отказавшись от военной карьеры. В ноябре 1856 г. писатель навсегда расстаётся с воен- ной службой. В 1852 г., в самом начале творческого пути, Толстой уверенно обозна- чил цель своей жизни: он не мечтает о литературной славе («славы я не хочу и презираю ее»), но жаждет «принимать большое влияние в счастии и пользе людей». Прочтите дневниковую запись от 21 сентября 1855 г. (Дети читают) 21 сентября.... Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные – слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему... Мысль о счастье других пронизывает все дневники Толстого. Но в данной записи появляется новое желание – литературная слава. Однако это не самоцель писателя. Зачем Льву Николаевичу нужна эта слава? Как вы понимаете слова «…основанная на пользе, добре к ближнему»? Как его слава может быть полезна другим? (Ответы детей) Учитель – Разочаровавшись в военной службе, Толстой возвращается в Ясную Поляну с решением принять активное участие в образовании собствен- ных крестьян. Близко общаясь в севастопольских окопах с простыми сол- датами, Толстой убеждается в том, насколько умны, прозорливы, смека- листы русские люди. В отличие от тех, кто смотрел на народ как на младшего брата, которого надо поднять до себя, Толстой думал, что на- род бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимство- вать высоты духа у мужиков. Единственное, чего не хватает простому крестьянину,– это знания, образование. С 1859 и по 1862 гг.– у Толстого время «страстного увлечения педагогическим делом». В эти годы он пре- подавал в возрождённой им бесплатной начальной школе для крестьян- ских детей, а также участвовал в создании ещё 20 таких школ в Тульской губернии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=