Толстовский урок. 2016 г.

107 Пояснительная записка Данный урок предваряет изучение романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» в 10-м классе. В дальнейшем на уроках пойдет речь о ду- ховных исканиях двух главных героев романа: Пьера Безухова и Андрея Болконского. Каждый из них на разных этапах своей жизни решал для себя вопросы цели собственного существования, пытался реализоваться в семье как муж и отец, искал личного счастья, любви, славы. Цель урока – показать духовные искания самого автора, проследить, как менялись на протяжении долгой жизни Толстого его взгляды на смысл существования и своё место в этом мире через анализ дневниковых запи- сей писателя разных лет. Основные факты биографии Л. Н. Толстого к 9-му классу уже известны учащимся, поэтому нет необходимости под- робно останавливаться на фактах жизни, обобщая изученное. На уроке кратко рассматривается жизненный путь Льва Николаевича Толстого, де- лается попытка проследить поиски писателем «зелёной палочки» – «ре- цепта» того, как сделать людей счастливыми, любящими друг друга. К 10-му классу учащиеся уже знакомы с рассказами Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и «После бала», автобиографической трилогией «Детство. Отрочество. Юность», «Севастопольскими рассказами». Это по- зволит учителю в ходе урока обращаться к читательскому опыту учеников. Ход урока Учитель – Он был сплетеньем всех корней России, ствол ее и крона, Певец ее трудов и дней, Ее сермяга и корона. В нем встретились, схлестнулись в нем Ее дворянство и крестьянство. В непостоянстве – день за днем – Ее живое постоянство… – так писал о нашем знаменитом земляке Льве Николаевиче Толстом поэт Лев Озеров. Л. Н. Толстой – гениальный художник слова, интерес к творчеству ко- торого с годами не только не ослабевает, а наоборот – растет. На страни- цах его великих книг начали жизнь герои, ищущие, думающие над важ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=