С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА

84 вательного процесса, необходимо, чтобы их достижение организовывалось как совместная деятельность в учебно-профессиональной общности. Запланированные нетрадиционные формы организации занятий должны отличаться не только спецификой проведения, но и особенностя- ми подготовки, используемыми средствами, приемами обучения, методи- кой изучения учебного материала, критериями оценки деятельности пре- подавателя и студентов. Проводимая работа основывалась на применении активных методов, способствующих организации целенаправленной, оце- ниваемой активности участников; организации совместной деятельности обучающего и обучающихся, предполагали постоянный поиск, экспери- мент по выработке новых приемов освоения содержания, элементы импро- визации и другое. Теоретической базой, определяющей целесообразность выбора той или иной нетрадиционной формы организации занятия, высту- пал ряд методологических подходов. Компетентностный подход ориенти- рует на формирование у студентов необходимых компетенций в единстве трех важных составляющих: когнитивной (находящей отражение в знани- ях, представлениях), личностной (отражающейся в мотивации, ценностных отношениях, личностных качествах), деятельностной (проявляющейся в умениях, навыках, освоенных способах деятельности). Контекстный под- ход предполагает нацеленность используемых форм на развитие заданных компетенций в специально создаваемых ситуациях, максимально прибли- женных к условиям будущей деятельности. Личностно-ориентированный подход акцентирует внимание на работу с каждым волонтером с учетом его образовательных запросов, потребностей, мотивов участия в органи- зуемой на занятиях совместной деятельности, индивидуальных способно- стей, уровня предварительной осведомленности по изучаемой проблема- тике, житейского опыта и другое. Субъектный подход обеспечивает взаи- модействие с каждым студентом как самостоятельным субъектом собст- венного саморазвития и самосовершенствования, который в равной степе- ни с преподавателем несет ответственность за результаты своего обучения, выступает в качестве активного заинтересованного участника образова- тельного процесса. Антропологический подход исходит из того, что изме- нение и развитие личности происходит в общности, в процессах совмест- ной деятельности и общения с другими людьми. В связи с этим важным является построение общности между педагогом и слушателем, создание единого смыслового поля, в котором будет существовать и преобразовы- ваться, насыщаться новыми смыслами сознание участников занятий. Дан- ные подходы обусловили использование таких образовательных техноло- гий, как: информационно-коммуникационные (модульное, контекстное, проблемно-развивающее обучение и др.), проектировочные (мозговой штурм, анализ психолого-педагогических ситуаций, моделирование про- фессиональной деятельности, выбор оптимальных вариантов, учет рисков и возможностей и др.), организационно-деятельностные (деловые и роле-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=