С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА

80 о воплощении творчества Л. Н. Толстого в мировом и российском кинема- тографе. Задачи курса: изучить историю создания ранних документальных фильмов о Л. Н. Толстом; проследить развитие литературного наследия писателя на киноэкране при его жизни, в первые годы после смерти и на современном этапе развития кинематографа. Главное, что мы должны постараться сделать – это привить нашим слушателям любовь к творческому наследию Л. Н. Толстого, воплощенно- му на киноэкране, фильмам, ставшим “золотым” фондом мировой кино- классики. Стоит заметить, что с именем Л. Н. Толстого связаны открытия не только в области литературы и педагогики, но и в области фотографии и кинопроизводства. Именно Л. Н. Толстой запечатлен на первой в России цветной фотографии, именно с именами Л. Н. Толстого и оператора А. Дран- кова связано появление документального кино. Необходимо отметить, что, когда речь идет о толстовской киноклас- сике, то необходимо обязательно просматривать отрывки из кинофильмов разных лет, анализировать игру актеров, оценивать режиссерский замысел. Говоря об изучении творчества Л. Н. Толстого через кинематограф, перед тем, как назвать наиболее популярные экранизации по толстовским произведениям, упомянем о появлении кинематографа в мире и в России, в частности. Мировой кинематограф появился в 1895 году. Понять россий- ский кинематограф можно только в сопоставлении с мировым. Кроме того, кинематографический репертуар был напрямую связан с развитием исто- рии, с политической ситуацией в России и мире. Период распространения кино в России относится к последним годам XIX и первому десятилетию XX века. Этот период ознаменовался важными политическими событиями, промышленным подъемом. Первопроходцами в области российского ки- нематографа являются А. Дранков и А. Ханжонков, чьи первые киноначи- нания напрямую связаны с Л. Н. Толстым. Первый случай отображения великого писателя на киноэкране связан с именем А. Дранкова. Так, на- пример, в дни празднования 80-летия Л. Н. Толстого Дранков выпускает документальный фильм, показывающий великого писателя во время его по- ездки из Ясной Поляны в Москву. Это был первый случай отображения на экране гения русской литературы. Эта съемка стала откровением и поводом обратить особое внимание на новое искусство – кинематограф. Таким обра- зом, принято считать, что именно с этими именами Льва Толстого и Алек- сандра Дранкова в России связано появление документального кино. Если говорить об отношении Толстого к кинематографу, то первые впечатления великого писателя от посещения кинотеатра и просмотра иг- ровых картин были резко отрицательным. Однако позже, ознакомившись с хроникальными и видовыми картинами, великий писатель высказал иное мнение. Он выразил уверенность, что в некоторых случаях он мог бы быть даже актуальнее книги.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=