С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА

73 циума. Явление может осмысляться по-разному как членами одной лин- гвокультурной общности, так и разных. Река казахским писателем М. О. Ауэзовым осмысляется как аркан: «…речка сползает длинным пле- тёным арканом…» , а абхазским писателем И. К. Тарбой как виноградная лоза «…реки вьются виноградными лозами…». В повести «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстой, в целях воссоздания нацинального колорита, использует че- ченские метафоры: «аул небольшой, с ослиную голову», «недалеко от нас, выстрела за два». Учебник не даёт информации о основных видах переносных значений. Безусловно, учащихся следует познакомить с различными видами переноса. Для работы с метаформами могут быть предложены следующие виды заданий. 1. Как Вы думаете, легко ли придумывать метафоры? Придумайте ме- тафоры: болезни, весны, войны, жизни, зависти, любви, молодости, надеж- ды. Сравните придуманные метафоры с поэтическими. Болезнь: яд геенский (Херасков), жало болезни (Капнист), червь бо- лезни (Некрасов), мрак болезни (Шаликов), холод болезни (Блок), дочь не- воздержанья (Воейков). Весна: младость природы (Дмитриев), юность года (Ломоносов), лю- бовь земли (Тютчев), ясная красавица (Есенин). Война: кровавая нива (Некрасов), огонь войны (Глинка), кровавая ба- ня (Маяковский), буря (Ломоносов), водоворот (Цветаева), гроза (Давы- дов), ураган (Волошин). Жизнь: быль земная (Сологуб), дар (Жуковский), бездорожье (Куз- мин), тропа (Тютчев), крутая лестница (Некрасов), мельница жизни (Куз- мин), тюрьма (Бальмонт), луг жизни (Жуковский). Зависть: змея зависти (Вяземский), жало зависти (Радищев), стрела зависти (Некрасов), яд зависти (Рылеев), буря зависти (Дмитриев). Любовь: спелый июль (Северянин), вулкан в груди (Бенедиктов), сон (Лермонтов), радуга (Брюсов), метеор мгновенный (Григорович), кипяток (Есенин), любовная горячка (Пушкин), рабство (Кузмин), поединок (Цве- таева), магнит (Тепляков), пятое время года (Ахматова). Молодость: безоблачный рассвет (Глинка), июнь голубой (Есенин), разгул бытия (Бенедиктов), кипенье пылких лет (Жуковский), змея гремучая (Мей). Надежда: искра надежды (Лермонтов), лампада надежды (Батюшков), корабль надежды (Блок), ключи надежды (Волошин), обманчивая улыбка (Фет), сестра несчастью верная (Пушкин). Распределить приведённые выше поэтические метафоры в соответст- вии с базовыми образами. С сигнификативным и мотивационными компонентами тесно связан интенсивный компонент (или экспрессивный в узком смысле этого слова). Содержание этого компонента можно представить в виде шкалы, контр- пунктами которой будут точки со значением ‘очень’ / ‘не очень’. Напри-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=