С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА

69 Рассмотренные компоненты значения можно представить как денота- тивно-сигнификативный блок лексического значения. В школьной практи- ке данный блок можно обозначить как вещественный. Остальные элементы значения для объяснения школьникам не нуж- даются с специальной адаптации. Помимо названных компонентов в составе денотативно-сигнифи- кативного блока следует выделить такие компоненты, как: • образный (мотивационный); • оценочный; • интенсивный. Каково содержание этих компонентов? В основе образного компонента лежит внутренняя форма слова. Тер- мин «внутренняя форма языка» предложен В. фон Гумбольдтом. В учение о внутренней форме слова большой вклад внёс А. А. Потебня. Он говорил, что она указывает человеку, как представляется говорящему его собствен- ная мысль. Внутренняя форма – это своеобразное объяснение, мотив на- именования явления. Она указывает, как отражается в языке тот или иной факт действительности. Таким образом, внутренняя форма слова – это своеобразный ярлык, представляющий в языке то или иное явление. Внут- ренняя форма обычно продуцируется одним из сигнификативных призна- ков, который говорящему на данном языке кажется в явлении наиболее существенным. Пример: небольшое углубление на поверхности карто- фельного клубня называется глазок. Для именующего субъекта в данном случае стала важна форма картофельной почки. С точки зрения ясности мотива номинации слова можно распределить так: • с живой внутренней формой: снежинка, ножки (стула), снеговик, тенор (певец с таким голосом) ; • с потухшей, стёртой внутренней формой: окно, стол, закадычный ; • с мёртвой внутренней формой: облако, искусство, преставился, ужин, оратай . Наличие слов с мёртвой образностью говорит о том, что мотивационный компонент является необязательным в значении слова. А. А. Потебня учил различать внутреннюю форму и образ. В основе образа лежит живая внутренняя форма. Образность – явление, которое изучается стилистикой. Образ – это то эмоционально-оценочное воздейст- вие на говорящего, которое осуществляет живая внутренняя форма. На- пример, в отрывке из стихотворения Б. Пастернака «Как бронзовой золой жаровень…» яркие, живые внутренние формы слов шепчет, прибой фор- мируют поэтический образ «яблоневый сад как море»: Где пруд как явленная тайна, Где шепчет яблони прибой, Где сад висит постройкой свайной И держит небо пред собой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=