С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА

68 Г. В. Токарев, доктор филологических наук, профессор; И. Ю. Токарева, кандидат педагогических наук, доцент АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ Существует около тридцати распространённых в русистике определе- ний лексического значения, что связано с многоликостью значения. Наи- большее распространение получила дефиниция, данная В. В. Виноградо- вым. Под лексическим значением учёный понимает предметно-вещественное содержание слова, оформленное по законам грамматики данного языка и яв- ляющееся элементом его общей семантической системы. Лексическое значение можно представить как структуру, состоящую из двух блоков: денотативно-сигнификативного и прагматического. В школьном учебнике структура лексического значения не освещается, однако её изучения является целесообразным. Денотативный компонент значения отвечает на вопрос: «С каким классом однородных явлений соотносится данное слово?». Например, денотативный компонент слова роман позволяет соотнести то или иное произведение с классом подобных ему творений. Объяснение этого эле- мента значения школьникам должно опираться на общее интеллектуаль- ное развитие учащихся, их умение классифицировать явления действи- тельности. Сигнификативный компонент содержит признаки концепта. Но отра- жает он не все признаки данного концепта, а только те, с помощью кото- рых возможно отличить данный денотат от смежного денотата. Сигнифи- кативный компонент значения отвечает на вопрос: «Чем отличается дан- ный предмет от смежных?». Например, роман ‘большое по объёму повествовательное произ- ведение со сложным сюжетом’. Признаки ‘большой’, ‘повествовательный’, ‘сложный сюжет’ помогают отличить данное явление от смежных: сти- хотворения, повести, рассказа и др. Таким образом, денотатив- ный компонент представляет в значении объём концепта, сигнификатив- ный – содержание. Денотативный компонент слова роман – ‘произведение’, сигнификативный – ‘большое по объёму, повествовательное, со сложным сюжетом’. Объяснение школьнику данного компонента лучше осуществ- лять с опорой на слова, включённые в одну тематическую группу, синони- мы или антонимы. Так, учащемуся проще увидеть отличительные призна- ки, сопоставляя значения слов, например, ель и сосна .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=