С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА

66 ляется целый ряд фильмов, снятых по его произведениям. В 1956 году был впервые экранизирован роман Л. Н. Толстого “Война и мир” в звуковом формате. Кинокритики считали, что фильм не носил законченного повест- вования, был завязан на занимательной любовной интриге. Специалисты-исследователи выделяют три подхода к киноэкраниза- циям. Первый представляет собой буквальное переложение или прямую экранизацию. К шедеврам прямой экранизации можно отнести “Войну и мир” С. Бондарчука. Следующая группа экранизаций – это фильмы, снятые по мотивам. Экранизация этого типа не слишком строго соответствует первоисточнику, но передает главное, и добавляет что-то новое. Таких экранизаций подав- ляющее большинство в истории кино. И, наконец, еще одна группа киноэкранизаций – это общая киноадап- тация. При таком подходе целью является не передать как можно точнее книгу, а создать на ее материале новое, самобытное произведение. Продолжая разговор об экранизации русской классики, следует отме- тить, А. П. Чехов сблизил театр и кино, а его драматургия стала предтечей кинематографического действия. До сих пор на экране удачно экранизиро- валась проза Чехова, не особенно при этом удавалась драматургия. Так, режиссер С. Самсонов удачно экранизировал «Попрыгунью», но не достиг ожидаемого успеха в экранизации «Трех сестер». В 1978 году режиссер Эмиль Латяну снял фильм «Мой ласковый и нежный зверь» по мотивам произведения «Драма на охоте» А. П. Чехова. Экранизация получилась удивительно тонкой и необыкновенно популяр- ной. Прокатилась волна интереса к творчеству А. П. Чехова. Так появилась новая связь: кино – литература. Таким образом, экранизации сблизили ки- но с образным языком литературы, что начало сказываться и на психоло- гической разработке характера героев фильма. Особый интерес режиссеры проявляли к созданию фильмов по произ- ведениям А. С. Пушкина. Так, еще в 1916 году режиссер Яков Протазанов экранизировал “Пиковую даму”. Эта лента, несмотря на ранний период своего создания, поражает атмосферой мистики и загадочности. В этом фильме в полной мере уже начинает раскрываться талант Ивана Мозжухи- на. Яков Протазанов сделал попытку средствами внешней выразительно- сти передать замысел автора. Эту же попытку он предпринял и в “Отце Сергии”, снятом в том же году по одноименному роману Л. Н. Толстого. В 1936 году на Ленфильме режиссер Ивановский снимает Бориса Ли- ванова в драме А. С. Пушкина «Дубровский». Театральный актер Борис Ливанов сумел понять специфику работы киноактера, создав интересный «живой» образ Владимира Дубровского. Первая экранизация «Капитанской дочки» была предпринята в 1959 году режиссером В. Куплановским. В главных ролях снялись Олег Стри-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=