С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА
65 В 1895 году братья Люмьер взяли патент на использование своего ки- ноаппарата. В первой половине 1896 года изобретение Луи Люмьера уже было импортировано в Россию. Таким образом, широкое распространение в России кинематограф получает в конце XIX – начале XX века. В это же время появилась целая плеяда первых русских режиссеров – Яков Прота- занов, Евгений Бауэр, Петр Чардынин, Владислав Старевич и другие. На- равне с первыми режиссерами появляются первые русские кинозвезды Иван Мозжухин, Вера Холодная, Вера Коралли и многие другие. Стоит отметить, что именно к литературной классике обратились первые кинема- тографисты. На материале литературной классики были завоеваны первые принципиальные успехи чисто экранной выразительности. “Золотым” фондом первого русского кинематографа становятся произведения А. С. Пуш- кина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Первый русский игровой фильм «Понизовая вольница» 1908 года был экранизацией известной народной песни «Из-за острова на стрежень». Вскоре русское кино нашло для себя богатый источник сюжетов и образов в литературной классике. Ее переложения для экрана в 1910-е годы соста- вили так называемую «Русскую золотую серию». Фильмы чаще всего представляли собой иллюстрацию отдельных эпизодов произведений, их фабулы (основной цепи событий). Сам метраж ранних экранизаций предопределял их иллюстративность: отдельные сцены, моменты из сюжета литературного произведения "зари- совывались" в кадре. В первых фильмах режиссёры переносили на экран только события романов, даже не затрагивая идейных основ или философ- ских проблем произведения. Зритель, не знающий романа, мог решительно не понять в переживаниях действующих лиц. Тем более недоступной оста- валась сложная психологическая философская трактовка романа. Первые экранизации копировали внешнюю сторону событий литературного произ- ведения. Авторы не всегда успевали объяснить связи и отношения дейст- вующих лиц. Но экранизации сблизили кино с образным языком литерату- ры. Литература научила кино искусству «превращения» реальной среды в образную атмосферу действия. Кино же переняло у литературы важней- ший принцип композиции – образное сопоставление места действия. Заметим, что фильм является результатом коллективного труда сцена- риста, режиссера, оператора, актеров, которые входят в состав съемочной группы. В самом начале развития киноискусства для первых кинорежиссе- ров были привлекательны литературные источники. Например, режиссер Евгений Бауэр экранизировал «Песнь торжествующей любви» по мотивам повести И. С. Тургенева, где сыграла Вера Холодная, сумев своим экран- ным образом сделать данный фильм лучшим для своего времени. До этой киноэкранизации Бауэр снял один из первых фильмов “Анна Каренина”. Уже потом, после первых экранизаций по творчеству Л. Н. Толстого появ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=