С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА

55 л’ава′j, а иво′тъ слу′шълъ с аткры′тым рто′м, о′ч’ин’ в’ас’о′лъj он. Пъдар’и′л’и им д’ако′в’ину таку′jу, л’актр’и′ч’искъj ч’а′jн’ик, ра′н’шы та- ко′въ н’е′былъ, мы нъл’ива′л’и вады′ в бал’шу′jу кастр’у′л’у да и на п’е′ч’, во′т ана′ и γр’э′лъс’а так, а с’ача′с то′л’къ нал’и′л ф ча′jн’ик вады′, а ана′ уш и саγр’е′лъс’а. Ут этъ д’ако′в’инъ //]. Информант: Кургина Мария Василь- евна. Родилась в 1929 году в селе Малевка Богородицкого района Туль- ской области. Образование – 4 класса начальной школы. Записала студент- ки ФРФ группы 2 «Г» Никонова Надежда, 2003г. [Красовская 2008: 186]. Наконец, следующее задание мы читаем, рассматриваем особенности и делаем вывод о принадлежности к тому или иному наречию. [// Ну, ваjна′ нъч’ала′с’а фсо′рък фтаро′м. Jа′ уш бы′ла н’ив’е′стъ. А н’изна′jу, ско′къ мн’е′ гадо′ф бы′лъ. Е′ту, а ту′та, када′ н’е′мцы-тъ к на′м пр’иjэ′хал’и, л’у′д’и ра′дъвъл’ис’. М’о′т върава′л’и. Во′т, До′н’а н’ис’о′т’, с’астра′ м’аjа′, пр’а′мъ в’у′пт’и, адн’и′х пч’о′л пр’ин’асла′: „Фс’е′ то′ш’ут’, ул’ьи′, а jа′ хо′т’ ч’удо′ч’ик дъ зъхват’и′лъ”. Ну, а ту′т нач’а′л’и ва′jну. Н’е′мцы жгл’и′ ту′т фс’о′. А у нас γара′ бы′ла, высо′къjь. А тут кака′j-тъ скл’и′с’. Во′т ан’и′ бо′ч’т’у-тъ, бал’шу′jу, с’т’икл’а′нуjу, сп’и′рту ръска- ло′л’и. Мы е′тът сп’и′рт пъдб’ара′т’. Ис сн’е′γу! Ну, т’ип’е′рч’ь к л’уд’а′м хад’и′лъ нъч’ава′т’. Быва′лч’, спа′т’ н’е′γд’ь. С’ид’и′м, в’из’о′м, л’и′бъ хто′ кружава′, хто′ наск’и′. С’ид’и′м пъткапт’у′шкъjу… А пасл’а′ вайны′ калхо′с н’и дава′л н’ич’аво′. Къласко′ф съб’ир’о′м, нъталт’о′м, н’иху′жы. Съб’ир’о′м трахма′л’ч’ику, пампу′ш’ик нъп’ик’о′м, нъjид’и′мс’и…//] Ин- формант: Гречишкина Валентина Степановна. Родилась в 1929 году в селе Кузовка Богородицкого района Тульской области. Образование – 1 класс в местной школе. Записала студентка ФРФ группы 2 «Б» Сычева Вера Вла- димировна, 2003 г. [Красовская 2008: 187]. Подчеркнем, что мы преднамеренно взяли материалы, записанные в начале ХХI века студентами факультета русской филологии и докумен- товедения в ходе прохождения диалектологической практики на террито- рии распространения тульских говоров. На наш взгляд, с одной стороны, это отражает работу молодого поко- ления исследователей. С другой стороны, в этих записях представлены особенности народной речи, которые уходят из повседневного употребле- ния и должны быть нами всячески сберегаемы. Литература 1. Красовская, Н. А. История изучения тульских говоров: хрестома- тия. Автор-состав.: Н. А. Красовская.– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Тол- стого, 2008.– 191 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=