С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА

54 1. Собственно-лексические или словарные диалектизмы. 2. Лексико-семантические диалектизмы. 3. Лексико-грамматические диалектизмы. 4. Словообразовательные диалектизмы. 5. Фонетические диалектизмы: а) фонематические; б) акцентные. По совокупности фонетических, морфологических, синтаксических и лексических особенностей определите, к какому более крупному терри- ториальному подразделению диалектного языка принадлежит данный го- вор: севернорусскому, южнорусскому наречию или среднерусским гово- рам; если возможно, укажите группу говоров. Этой схемой анализа может воспользоваться не только волонтер, имеющий или получающий образование по профилю «Русская филоло- гия», но и любой волонтер-гуманитарий. Дело в том, что, определяя те или иные диалектные особенности, можно анализировать как отдельные при- знака, так и всю систему говора. Эта схема может стать существенной опорой при рассмотрении диалектных особенностей. Далее мы бы хотели привести конкретные задания, которые бы позво- лили волонтерам оценить все богатство русской речи в ее территориаль- ных разновидностях. Однако сначала необходимо научиться читать транскрибированные тексты. Именно поэтому на первом этапе отрабатываем чтение записанных текстов: [// У на′шам калхо′з’а пас’е′ил’и бурак’и′, мо′ркву. Уч’о′рас’ на ба- за′р’и куп’и′л’и п’искл’а′т, а што′ба их карм’и′т’ куп’и′л’и б’итко′ф и па- шана′ ц’е′л’нуjу цыба′рку. Ба′бушка ус’иγда′ кл’и′кала, Υа′л’к’а, ты дал’о′ка пашла′. На′да даста′т’ с по′γр’иба карто′х. Ва′н’ка, ваз’м’и′ ка- та′нк’и, накал’и′ дро′ф, а пато′м б’аγ’и′ и ката′jс’а на сала′сках, γл’ад’и′ н’и зам’е′рз’н’и. Ад’ива′j куфа′jк’у, вал’а′н’ик’и, и пашо′л на дво′р, карм’и′т’ пар’ис’а′т, до′ит’ каро′ву. Ны′нч’а паγо′да лу′ч’е, ч’е′м уч’о′рас’. Да′в’еч’а сас’е′т пр’ихад’и′л //] Информант: Жукова Таисия Ивановна – 65 лет. Ме- сто жительства: деревня Юрьево Ленинского района Тульской области. Образование – 6 классов. Записала студентка ФРФ группы 2 «В» Каханова Елена 2002г. [Отметим, что данные задания взяты из хрестоматии. См.: Красовская 2008: 185 ]. Работу со следующим заданием мы также начинаем с чтения, затем переходим к определению самых ярких диалектных особенностей: [// Уну′ч’кътъ маjа′ нады′с’ь за′муш’ выхади′лъ. Ка′к вр’е′м’атъ л’ат’и′т’, ус’о′ ма′л’ин’къjъ была′, а ту′т во′т за′муш. Жан’и′хтъ у не′j ха- ро′шъj ма′лъj. Υаст’э′j на сва′д’б’и бы′лъ мно′γъ, бы′л ма′лъj ад’и′н, Хв’е′т’къ, ох и л’у′б’ит’ пъгавар’и′т’, друγо′му бы сказа′ла н’и зна′иш и н’и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=