С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА
47 трудно даются эти отрицательные достоинства, состоящие только в том, чтобы было просто, ясно, не было бы ничего лишнего и фальшивого» [Толстой 1965, т. 17: 426]. Несмотря на предельную простоту нового толстовского стиля, его воздействующая сила нисколько не меньше аналогичной стороны класси- ческих романных текстов писателя. Это связано как с художественными достоинствами простого языка, так и, несомненно, с воспитательными и обучающими задачами книг для детского чтения. Рассмотрим некоторые художественные особенности языка «Первой русской книги для чтения» (в варианте 1875 г.). Одной из главных черт воздействующей силы этих текстов является их особая ритмизация, построенная на использовании соразмерностей ес- тественной народной речи, в основе которой лежит исконно русская сказо- вая тоника. В частности, стройную ритмическую организацию имеют бас- ни «Муравей и голубка», «Орел и черепаха», где применяется настоящая строфическая соразмерность, образуемая чередованием приблизительно равного количества ударений в строках, акцентными особенностями фина- ла строк и повторами союза и . Представим в качестве примера версифика- ционную разметку финала басни «Муравей и голубка» (деление на строки – наше. Д.Р.): …она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. 1. UÚUÚUUUUÚÚU и ÚUUUÚÚUUÚ 2. UUÚÚUÚU и ÚU 3. UÚUÚUUÚUÚUUÚU и UÚUÚU 4. UUÚUÚUÚUU и UUÚUÚÚUU 5. UÚUÚU и UUÚÚ 6. UÚUUÚU и UUÚU Первая и третья строки аналогичны (но не тождественны) так назы- ваемой «эпической длинной строке», объединяющей двойное количество ударений в сравнении с обычными строками (8 и 7 соответственно). Про- чие строки имеют от 3 до 6 ударений, при этом их усредненное количество – 4. Союз и выполняет функцию своеобразной цезуры. Постцезурные части представляют собой преимущественно двуударные и одноударные единст- ва. При этом характер постцезурной части строф – опоясывающий. Шес- тиударная четвертая строфа с шестисложной и трехударной постцезурной частью составляет центр, к которому непосредственно примыкают 3-я и 5- я строки с двусложной постцезурой, опоясываемые 2-ой и 6-ой строками
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=