С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА

46 4. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока.– М., 1993. 5. Канн – Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.– М., 1987. 6. Коменский Я. А. Открытая дверь языков.– М., 1975. 7. Полякова Т. Н. Театр в изучении немецкого языка.– Санкт-Петербург, 2007. Д. А. Романов доктор филологических наук, профессор МУДРОСТЬ И КРАСОТА РУССКОГО СЛОВА В РАССКАЗАХ Л. Н. ТОЛСТОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ В часто цитируемом письме князю Е. В. Львову, известному в свое время детскому писателю, 29 февраля – 1 марта 1876 г. Л.Н. Толстой гово- рил о своих «Русских книгах для чтения»: «Рассказы, басни, написанные в книжках, есть просеянное из в 20 раз большего количества приготовлен- ных рассказов, и каждый из них был переделыван по 10 раз и стоил мне большего труда, чем какое бы ни было место из всех моих писаний» [Тол- стой 1965, т. 17: 426]. Эти слова свидетельствуют о том, какое большое значение в этот период своего творчества Л. Н. Толстой придавал работе над материалами к детскому чтению. В этих широко известных четырех книгах Толстого соединились два ключевых направления развития его мысли этого периода, т. е. периода 70-х – начала 80-х гг. XIX в. И хотя эти направления взаимосвязаны, тем не менее перед нами все-таки несколько разные линии. Первая – собственно педаго- гическая, дидактическая, определяемая необходимостью продвижения в учебных материалах (хрестоматии) и в реальном преподавании (деятель- ности Яснополянской школы второго периода) конкретных педагогиче- ских идей, составивших основу того, что ныне называется толстовской педагогикой . Вторая – развитие в толстовском творчестве нового художественного стиля, лишенного ложных украшений и языковых соблазнов, которые, по мнению писателя, затрудняют путь от автора к читателям, а нередко и во- обще искажают его мысль. Этот новый стиль, который принято называть «опрощенным», «народным» и даже «примитивным», по мнению Л. Н. Толсто- го, – единственный настоящий, подлинный, искренний. Он давался Л. Н. Тол- стому нелегко. В уже цитированном письме князю Львову он отмечал: «Но пусть попробует кто-нибудь написать такие же рассказы, тот увидит, как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=