С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА

42 Области распространения: среднерусские акающие говоры, террито- рия Тульской области, некоторые смежные территории. 3. Диссимилятивное яканье: гласный в первом предударном слоге по- сле мягкого согласного зависит от качества гласного под ударением. Ос- новной принцип диссимилятивного яканья – если под ударением находят- ся гласные верхнего подъема [и], [ы], [у], то в первом предударном слоге всегда звучит [а]. Если под ударением гласный неверхнего подъема [а], то в 1-м предударном звучит [и], реже [е]. ПРИМЕР: р’ады′ – вл’асу′ – ус’астры′ р’ида′м’и – л’исо′к – с’истра ′ 4. Кроме отмеченных выше типов яканья, существует яканье, ослож- ненное ассимилятивностью. Например, ассимилятивно-диссимилятивный тип яканья. При ассимиляции звук 1-го предударного слога после мягкого соглас- ного [а] должен уподобляться звуку [а] под ударением. Это условие как бы наслаивается на основные принципы иканья или других типов яканья. Помимо столь интересных особенностей вокализма южнорусских го- воров, следует еще несколько слов добавить про другие особенности. Практические на всей территории южнорусского наречия произноше- ние губно-зубных в-в’ распространено лишь в положении перед гласными: ПРИМЕР: вата, вода, в’ижу . В положении же на конце слова и в конце слога, как перед глухими, так и перед звонкими согласными, губно-зубные согласные в – в’ высту- пают в губно-губном варианте [w] (двугубный звонкий круглощелевой со- гласный). Факультативно этот согласный (чаще всего в начале слова перед согласным) может чередоваться с [ў]; на конце слова и слога [w] может факультативно чередоваться также с [j]: ПРИМЕР: – дрова, вода, в’ино – праwда, лаwка, д’еwк’и – д’ейк’и, кроŭ –ўзошел, ўдрова Также в южных говорах в положении начала слова наряду с [ў] неред- ко звучит и гласный [у] полного образования: ПРИМЕР: удова, унук Таким образом, мы довольно подробно разобрали особенности южно- русских говоров, которые для участников волонтерского проекта являются во многом родными. Весь рассмотренный выше материал участники проекта могут при- влекать в ходе проведения волонтерских акций, могут использовать при- меры, которые существенным образом обогатят информацию о территори- альных вариантах русского языка.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=