С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА

36 Кластерный приём. Способ графической организации материала, по- зволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые про- исходят при погружении в тот или иной текст. Сущность кластерного приёма состоит в том, что учащиеся графическим способом отражают кон- цептуальную структуру текста. В данной структуре может отражаться не только информация текста, но и все идеи, которые приходят в голову при чтении текста. При работе с кластерным методом возможна детализация смысловых блоков; выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание. Ещё одним приёмом графической работы с текстом является инсерт (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking ин- терактивная система записи для эффективного чтения и размышления). (Воган и Эстес, 1986). Прием осуществляется в несколько этапов. 1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: V известное; - противоречащее представлению; + интересное и неожиданное; ? непонятное. 2 этап: Учащимся предлагается заполнить таблицу: V + - ? 3 этап: Обсуждение таблицы. Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Близко к инсерту задание «Плюс, минус, интересно». Текст размеча- ется с помощью трех видов значков. Плюсом отмечается известное, важ- ное, минусом – незначительное, буква «И» (интересно) ставится при обо- значении нового, требующего осмысления. 4. Оформление текста в таблицу. Таблица отражает особенности кате- горизации информации, заключённой в тексте. Задание можно усложнять или облегчать: например, предложить заполнить отдельные строки или столбцы, составить таблицы по образцу. И т. п. 5. Составление двойного дневника. Упражнение « Двойной дневник » даёт возможность читателям тесно соотнести содержание текста с личным опытом. В таблице в одной колонке записываются текстовые фрагменты, в другой – мысли, чувства, которые вызвал данный текстовый фрагмент.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=