С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА

35 Г. В. Токарев, доктор филологических наук, профессор; И. Ю. Токарева, кандидат педагогических наук, доцент ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В современной дидактике появилось самостоятельное направление, которое получило название педагогики текста. Это направление изучает возможности и закономерности работы с текстом в образовательном про- цессе. Главным постулатом является то, что источником содержания учеб- ного процесса должен стать текст, который учащийся будет осваивать под руководством педагога или самостоятельно. Важно разнообразить дидак- тические единицы: использовать не только традиционные, классические тексты, но и новые, с актуальными для учащихся темами. Особый интерес будут представлять креолизованные и полифонические тексты. Рассмотрим основные приёмы работы с информационной составляю- щей текста. 1. Озаглавливание текста, подбор ключевых слов, написание аннотации. К тексту обычно подбираются 5–7 ключевых слов, которые отражают основное содержание текста. Аннотация представляет собой краткий пересказ содержания текста. В некоторых случаях в аннотации указывается тема текста и основные ас- пекты содержания. 2. Приёмы работы, основанные на технологии развития критического мышления. При критическом мышлении не принимается ничего без дока- зательств. Возникает ситуация свободы выбора, качества прогноза, ответ- ственности за собственные решения. Конструктивную основу «технологии критического мышления» со- ставляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: "Вы- зов - осмысление - размышление" . На этапе вызова из памяти "вызываются", актуализируются имеющие- ся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения темы. Обычно эта ситуация создаётся вопросом о заголовке текста, о фоновых знаниях по тексту. На этапе ос- мысления учащийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Формулируются вопросы по соотнесению старой и но- вой информации, формируется собственная позиция. На этапе размышления закрепляются новые знания, перестраиваются собственные первичные представления. 3. Приемы графической работы с текстом .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=