С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА

22 Во второй половине XVIII века в эпоху Екатерины II происходит не только дальнейшее развитие законодательной деятельности по вопросам борьбы с нищенством, но и создание реального механизма социальной за- щиты. Екатерина II определила следующую стратегию устройства призре- ния: развитие государственного призрения на региональном уровне, необ- ходимость стабильного источника финансирования дела призрения, отказ от доходов монастырей. Согласно закону от 7 ноября 1775 г. создавались местные учреждения – приказы общественного призрения, которые были обязаны оказывать со- циальную помощь населению [11]. Закон определил категории клиентов и направления оказания помощи. Приказы общественного призрения мог- ли создавать заведения здравоохранения, начального образования, воспи- тательные и сиротские дома для всех сословий. Одна треть школ находи- лась в столицах, остальные – в губернских и уездных городах. В губерн- ских и уездных городах были открыты училища в соответствии с австрий- ской системой. На содержание училищ по указанию Екатерины II привле- кались средства местных обществ. Воспитательному направлению уделя- лось особое внимание. Воспитательные дома были созданы в г. Москве и г. Санкт-Петербурге. Устройство и содержание воспитательного дома предполагалось исключительно на частные пожертвования [12]. Чтобы по- казать пример, Екатерина II лично внесла 100 тыс. рублей и ежегодно вно- сила на содержание по 50 тыс. рублей. Самым крупным вкладчиком в строительстве и содержании воспитательного дома был Прокофий Акин- фиевич Демидов. Благотворителями стали князь Шаховский, принцесса Анастасия Гессен-Гамбургская, княжна Трубецкая, дворянин Бородин и др. В первые пять лет существования воспитательного дома в Москве поступили пожертвования: от графа Бестужева, Панина, Нарышкина, Стро- ганова, князя Голицына, Бецкого. Создание общеобразовательных школ для всех сословий в России было очень важным фактором. При финансовой поддержке приказов общественного призрения были написаны уставы для школ, руководства для учителей, правила для учащихся, созданы методические пособия. В школах обучались дети городских жителей всех сословий – дворян, купцов, но были крестьянские и солдатские дети. Приказы самостоя- тельно распоряжались всеми суммами, собранными на образование. Од- на треть школ находилась в столицах, остальные – в губернских и уезд- ных городах. В губернских и уездных городах были открыты училища в соответствии с австрийской системой. На содержание училищ по ука- занию Екатерины II привлекались средства местных обществ. Открытие школ, училищ в столицах, губернских и уездных городах создавало бла- гоприятную среду для подрастающего поколения, повседневная жизнь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=