С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА

21 В период княжения Ивана III (1462–1505 гг.) и его сына Василия III (1505–1533 гг.) было завершено объединение земель под властью Москвы. В Судебнике 1497 г. – законодательном кодексе Ивана III определены по- ложения, касающиеся общественного призрения [4]. Успех политики цен- трализации зависел от возможности подавления сопротивления церкви. Иван IV, вступив на престол, издал новое законодательство – Судебник 1550 г., просуществовавший до середины XVII века. В нем содержались правила, касающиеся общественного призрения [5]. 23 февраля 1551 г. по распоряжению Ивана Грозного был открыт Сто- главый Собор. Стоглавый собор утвердил следующее: прокаженных и со- старившихся решено отделять от нищих, переписать их по всем городам, устроить для них мужские и женские богадельни за счет частной милосты- ни[6]. Таким образом, Стоглавый собор признал попечение о бедных де- лом не только церковным, но и общественным. Однако церковь фактиче- ски признавала свою неспособность самостоятельно без участия государ- ства решать вопросы социальной поддержки. Период царствования Алексея Михайловича – это эпоха русского за- конодательства. В 1649 г. Земским собором был принят новый свод зако- нов – Соборное уложение, в котором были определены правила об органи- зации общественного призрения [7]. До конца XVII в. призрению бедных не придается не только общего- сударственного, но даже и местного общественного значения. Благотвори- тельная помощь оказывалась, в основном, в виде ручной милостыни. С од- ной стороны, это формировало нравственные качества благотворителей, с другой, повлекло за собой появление профессионального нищенства. Петр I, вошедший на престол в конце XVII века с беспощадной жес- токостью, неизвестной до того времени русскому законодательству, про- водил репрессивные меры в отношении профессиональных нищих. Указом от 30 ноября 1692 г. Петр I предписал за «притворное лукавство» строго наказывать виновных – «бить кнутами и ссылать в Сибирь»[8]. Прошение милостыни и ее подача были запрещены. – Петр I проявил особую заботу о незаконнорожденных детях, из- дав указ 31 января 1712 года. – большое внимание уделял воинам, потерявшим трудовую спо- собность[9]. – привлек монастыри к исполнению общественно-благотворительных обязанностей: призрение больных, увечных, воспитание сирот, образова- ние мальчиков [10]. В эпоху Петра I начала формироваться политика государственного призрения, так как законодательную разработку норм по вопросам призре- ния и их реализацию в жизни взяла на себя государственная власть.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=