С РУССКИМ СЛОВОМ ВОКРУГ СВЕТА
20 Христианская идеология, основанная на заповедях Христа (любовь, доброта, помощь ближнему), занимала важное место в системе обществен- ных отношений. В 996 г. князь Владимир издает церковный Устав, в котором попече- ние и надзор за общественным призрением возлагается на духовенство, справедливо считает, что определяемая этим уставом десятина в пользу монастырей, церквей, должна быть распространена на богадельни и по- мощь неимущим. Но целью этой помощи была не столько поддержка ближнего ради не- го самого, сколько путь в царство небесное за поданную милостыню. Эта помощь была больше нужна самому нищелюбцу, чем нищему. Дающий милостыню так, как этому учит святое писание, учится презирать деньги, а значит, уничтожает в себе ростки зла: «…посему он делает добро не столько другим, сколько себе», уничтожая «бесчисленные предлоги к вра- жде, ссоре, зависти и печали и боязнь лишений» [1]. В Изборнике 1073 года звучала мысль о необходимости любви к ближнему [2]. В этом документе содержались ответы, как сохранить доб- рые отношения между людьми. Определенная роль отводится милостыне. Почему? Благотворительность в пользу неимущих. Любовь, доброта, ми- лостыня являются средствами разрешения противоречий между различ- ными социальными слоями. Милостыня должна совершаться не только по доброй воле богача – это его прямая обязанность. В условиях Киевской Руси главная роль в реализации учения о мило- сердии отводится древнерусским князьям, обладавшим в тот период необ- ходимой властью и уровнем образованности. Летописец Нестор сообщает, что Владимир глубоко проникся учением христианской веры: бедные могли приходить на княжеский двор, утолять голод, брать из казны деньги, тому, кто не мог дойти до княжеского двора, продукты привозили домой [3]. По- мощь бедным оказывали князья: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо и многие другие. Из духовных лиц известны епископы Ростовский, Переяславский (ему принадлежит честь учреждения на Руси первой больницы). В от- ношении благотворительности отмечают новгородских владык москов- ского митрополита Петра. Подвиги милосердия совершались монахами, многие из них отрекались от собственности, раздавали свое имущество нуждающимся. В XVI в. Особе внимание благотворительность уделял Иосиф Волоколамский. Во время голода в Волоколамский монастырь приходили крестьяне, и Иосиф кормил более 700 человек. В период смутного времени Московский Троице-Сергиев монастырь особенно отличался благотворительностью. За его стенами нашли убежище более 15 тыс. человек.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=