РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

97 Эффективность педагогического взаимодействия детерминируется множеством факторов, некоторые из которых управляемы и специально организовываются для наиболее вероятного достижения цели взаимодей- ствия. Другие факторы неуправляемы в ситуации общения, поэтому нуж- даются в учете при выстраивании стратегии и тактики общения. К внешним факторам, обеспечивающим эффективность взаимодейст- вия, относятся: • ситуация общения; • обстановка общения; • личность собеседника; • социально-психологические особенности коллектива; • наличие общего тезауруса у собеседников. От ситуации общения зависит характер и эффективность взаимодействия. В конфликтной ситуации, например, уменьшается возможность реализовать цель общения, по причине столкновения с внутренним сопротивлением собе- седника. В такой ситуации происходит усиление роли психологических уста- новок, предвзятости мнений, затрудняется восприятие логических доводов. Эффективность взаимодействия зависит от обстановки общения, ко- торая должна меняться в зависимости от целей общения. Размещение партнеров также значимо. Эффективность взаимодействия определяется также особенностями коллектива, так как каждый участник принадлежит к какой-либо социаль- ной группе. При условии социальной зрелости группы воздействия педаго- га окажутся более эффективными. Социальный статус учащихся по отношению к педагогу ниже, что вы- ступает причиной проявления субординации в процессе общения между ними. Учитель наряду с правом убеждения обладает также правом приказа, распоряжения, принуждения, что не должно являться основанием для про- явления высокомерия. Взаимоотношения учителя и учащихся должны быть гуманными даже при неравенстве в социальном статусе. Учитель должен видеть в ученике прежде всего человека, заслуживающего внима- ния и уважения. Общение свысока, порой возникающее по вине учителя, выступает психологическим барьером при взаимодействии с учениками. Для успешной образовательной связи важно наличие общего тезауру- са – запаса слов, которым обладает данный человек. Совпадение тезауруса у собеседников можно обозначить как общение «на одном языке». Значи- мость данного фактора возрастает при употреблении специальных слов, профессиональных терминов. Иногда использование разного тезауруса может приводить к казусам. Манера общения не менее значима для эффективности взаимодейст- вия. Тон обращения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволнованный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=