РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

96 правленности, изменение системы потребностей и межличностных связей, появляющихся в этом взаимодействии. А. А. Реан, Е. Л. Федотова говорят о педагогическом общении как об одном из видов общения, отличающимся общими и специфическими осо- бенностями, присущими образовательному процессу. Общение приводит к совершенствованию совместной деятельности субъектов образования, результатом чего выступает установление новых контактов на основе со- вместного педагогического взаимодействия. В. А. Кан-Калик говорит о педагогическом взаимодействии как об осознанном спланированном взаимодействии педагога и учащегося, осно- ванном на информированности, эффективности организации воспитатель- ных мероприятий и применении коммуникативных средств. Е. Л. Федотова рассматривает педагогическое взаимодействие в каче- стве социально обусловленного и личностно значимого способа реализа- ции межличностных и деятельностных контактов ученика и учителя. Их взаимодействие ориентировано на воспитательный результат, связанный с глубинными изменениями в каждом субъекте взаимодействия, с содейст- вием их сознательному саморазвитию, личностному совершенствованию. Целевой направленностью педагогического взаимодействия выступает «облагораживание» взаимодействия и способствование выработки у уче- ника отношения к окружающим людям, среде, обстоятельствам. Педагоги- ческое взаимодействие позволяет обогащать практический опыт всех субъ- ектов взаимодействия, оказывать влияние на состояние их общности и характер устанавливающихся взаимоотношений. Обобщая различные подходы исследователей к проблеме педагогиче- ского взаимодействия, можно сказать, что педагогическое взаимодействие рассматривается как организованная совместная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой выявляются взаимосвязанные стороны обще- ния, ориентированные на достижение общих целей, результатов, способст- вующие решению значимых проблем. Совместная деятельность при этом будет выступать условием оптимизации обучения и развития личности учащихся, а также личностно-профессионального роста педагога. Общение ученика и учителя происходит непосредственно лицом к лицу, в связи с чем приобретает личностный смысл. Учащиеся большое внимание уделяют индивидуальным особенностям педагога. У них фор- мируется мнение о каждом учителе, складывается групповая и индивиду- альная шкала оценок. Несоответствие личностных качеств учителя тре- бованиям учеников оказывает отрицательное воздействие на их взаимоотношения. Когда действия педагога не соответствуют элементар- ной этике, подрывается как его личный престиж, так и авторитет педаго- гической профессии, что приводит к снижению эффективности воздейст- вия педагога.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=