РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

95 процессе. Неэффективное педагогическое взаимодействие приводит к то- му, что учащиеся получают низкий уровень знаний, а также к возникнове- нию конфликтов в ученическом коллективе, следствием чего является сла- бая успеваемость и нарушения в развитии личности ученика. Эффективное педагогическое взаимодействие способствует расширению кругозора и личностному росту учащихся, обеспечивает высокую успеваемость. Это позволяет говорить о необходимости эффективного педагогического взаи- модействия педагога с учащимися, которое способствовало бы проявле- нию взаимной активности, сотрудничества и сотворчества. При исследовании проблемы межличностного взаимодействия, влияю- щей на эффективность обучения, личностное воспитание, К. А. Абульханова- Славская, В. С. Агеев, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя и другие психологи ука- зывают на значимость организации эффективного общения. Понятие «общение» в контексте образовательного процесса в качестве предмета исследования стало подробно изучаться лишь с 70–80-х гг. XX века. Отмечается многообразие взглядов Б. Г. Ананьева, Л. П. Буевой, М. С. Кагана и других на определение понятия «общение». В психологии взаимодействие представляется как процесс воздействия субъектов друг на друга в непосредственной и опосредованной формах, способствующий возникновению взаимной обусловленности и связи. Каждый субъект во взаимодействии с другим субъектом выступает в качестве причины и след- ствия влияния, что приводит к изменению как объектов, так и их структур. А. А. Леонтьев рассматривал взаимодействие в качестве совместной дея- тельности субъектов, направленной на достижение общих целей и резуль- татов в процессе выполнения важных задач и разрешения проблемы. А. Н. Сухов, В. Н. Казанцев, А. А. Бодалев и другие авторы отмечают достижение приспособления действий одного человека к действиям друго- го, общность в понимании ситуации, смысла работы и солидарности меж- ду ними благодаря взаимодействию. Б. Ф. Ломов говорит об общении как об особой форме взаимодействия субъектов, при котором происходит взаимный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками. В общении проявляется динамика взаимоотношений личности с окружающими, оно является усло- вием социализации личности. Обобщая подходы к исследованию проблемы педагогического взаи- модействия, необходимо отметить, что эта проблема осложняется наличи- ем множества трактовок понятий «взаимодействие» и «общение». Взаимо- действие по отношению к общению является более широкой категорией. Общение выступает как часть взаимодействия, представляющего непо- средственное и опосредованное воздействие собеседников друг на друга, определяющее взаимообусловленность их поступков и социальной на-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=