РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

94 Н. Г. Ларюхина, магистрант 2-го года обучения Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В последнее время отмечается возрастание научного интереса педаго- гов и психологов к проблеме педагогического взаимодействия педагога с учащимися. Это обусловлено тем, что от особенностей взаимодействия зависит успешность и педагогическая эффективность учебного процесса. В настоящее время признается необходимость в повышении эффективно- сти педагогического взаимодействия. В. И. Клинг, С. В. Кондратьев, Е. Л. Федотова и другие исследователи в качестве одного из важнейших структурных элементов педагогической деятельности выделяют взаимодействие педагога с учащимися, которое во многом детерминирует эффективность процесса обучения и воспитания. Взаимодействие учителя с учащимися играет важную роль в личностном развитии учащегося. В связи с этим важным становится проведение анали- за подходов к исследованию педагогического взаимодействия. Вопросы взаимодействия в отечественной психологии с 50-х гг. XX века рассматриваются через понятие «общение» (В. В. Давыдов, В. И. Зин- ченко, М. С. Каган, В. А. Кан-Калик, И. С. Кон, А. А. Леонтьев и др.). В 70-х гг. педагогическое взаимодействие исследовалось при изучении классных коллективов (В. В. Богословский, С. В. Кондратьев и другие). О важности изучения особенностей субъекта обучения и механизмов, влияющих на эффективность учебной деятельности, говорили Б. Г. Анань- ев, А. А. Бодалев, Ю. Н. Кулюткин, Б. Д. Парыгин и др. Анализ вопроса о педагогическом взаимодействии осложняется нали- чием большого разнообразия трактовок понятий «взаимодействие» и «об- щение». Так, Г. М. Андреева и А. А. Бодалев рассматривают «общение» как общественные отношения. М. С. Каган и А. А. Леонтьев говорят о том, что общение, представляя собой деятельность, способствует установлению контакта между собесед- никами, результатом которого выступает эмоциональный обмен. В качестве основы общения Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн вы- деляют обмен информацией, применение коммуникативных средств и ме- ханизмов. В качестве цели общения выступает установление взаимопони- мания и обмен чувствами, мыслями, социальными ценностями. Современные исследования обращают внимание на межличностное взаимодействие, в котором происходит совместная деятельность в учебном

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=